Поиск
Категории
Сбросить фильтр
Цвета сайта: site_white site_black
Размер шрифта: size_small size_medium size_big
Обычная версия сайта
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (Минстройтранс)

Управлением строительства и территориального планирования Главного управления 15 мая 2014 года проведен семинар руководителей органов архитектуры и градостроительства администраций городов и районов края в рамках XIX специализированной выставки-ярмарки «Строительство. Благоустройство. Интерьер 2014».
В семинаре приняли участие руководители органов архитектуры и градостроительства и представители муниципалитетов из 9 городских округов и 40 муниципальных районов края (всего более 70 участников)

Seminar 1
В ходе совещания были рассмотрены следующие актуальные вопросы:
1. «О градостроительной политике в Алтайском крае, задачах органов архитектуры и градостроительства»
(докладчик Геттих Андрей Иванович — заместитель начальника Главного управления, начальник управления строительства и территориального планирования)
Градостроительным законодательством установлены сроки разработки и утверждения документов территориального планирования. Так, срок разработки схем территориального планирования муниципальных районов и генпланов городских округов истек 31 марта 2013, генеральных планов городских поселений — 31 марта 2013 года, генеральных планов сельских поселений — 31 декабря 2013 года.
С названных сроков при отсутствии документов территориального планирования запрещено принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель, изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, переводе земель из одной категории в другую, предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов местного значения, принятии решений о подготовке документации по планировке территории.
В соответствии с мониторингом обеспечения территорий документами территориального планирования 86% муниципальных образований разработали или разрабатывают такие документы.
В настоящее время утверждены документы территориального планирования в 93% муниципальных районах, 100% городских округах, 67% городских и 16% сельских поселениях края.
Городские округа края с поставленной задачей справились на 100%.
До настоящего времени не утверждены:
схемы территориального планирования в 4 районах (Ельцовский, Курьинский, Третьяковский и Тюменцевский);
генеральные планы в 2 городских поселениях (г. Горняк и Малиновоозерский поссовет Михайловского района).
Из 659 сельских поселений 51% приняли решения об отсутствии необходимости подготовки генеральных планов. Разработаны и разрабатываются генеральные планы 263 сельских поселений, что составляет 83% территорий, на которые требуется разработка генпланов.
В 17% сельских поселений (Алейского, Быстроистокского, Залесовского, Заринского, Змеиногорского, Ключевского, Косихинского, Красногорского, Краснощековского, Павловского, Третьяковского, Усть-Калманского и Чарышского районов) эта работа не ведется.
Вторым этапом по разработке градостроительной документации, после утверждения генерального плана поселения, является разработка Правил землепользования и застройки.
По состоянию на 15.05.2014 правила землепользования и застройки утверждены в 10 городских округах, 4 городских и 24 сельских поселениях. В настоящее время разработаны и разрабатываются Правила в 1 городском округе, 2 городских поселениях, 201 сельском поселении.
Градостроительным и Земельным кодексами Российской Федерации регламентированы сроки вступления в силу запретов при отсутствии Правил.
Так, согласно части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при отсутствии Правил городских округов и городских поселений после 31 декабря 2013 года, сельских поселений после 1 июня 2014 года, органы местного самоуправления не в праве выдавать разрешения на строительство объектов капитального строительства.
Кроме того, согласно части 14 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» применительно к городским поселениям и городским округам с 31 декабря 2013 года, к сельским поселениям с 1 июня 2014 года при отсутствии Правил предоставление земельных участков не осуществляется.
336 сельских поселений края приняли решение об отсутствии необходимости подготовки генеральных планов, но это не исключает возможности подготовки правил землепользования и застройки. Так согласно ч. 4 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к части территории поселения, подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генплана поселения.
В целях исключения нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих на территории поселения в сфере земельных и жилищных отношений, в т. ч. в части выдачи разрешений на строительство в существующих границах населенного пункта, органам местного самоуправления сельских поселений, в которых приняты решения об отсутствии необходимости подготовки генеральных планов, управлением даны рекомендации о возможности осуществлять разработку проекта правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения.
В целях создания благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработан и утвержден постановлением Администрации края от 30.01.2014 № 34 План мероприятий «дорожная карта» «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства в Алтайском крае», в котором предусмотрены мероприятия, влияющие на сокращение количества и сроков разрешительных процедур в строительстве, срок их реализации и ответственные исполнители.
В соответствии с Планом мероприятий к 2018 году планируется сократить количество разрешительных процедур до 11 единиц, а совокупность времени прохождения всех стадий процедур получения разрешений на строительство — до 56 дней.
Необходимо отметить, что в соответствии с ч.2 ст.6 Градостроительного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 403 утверждены:
исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства;
правила внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства;
правила ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства.
Данный перечень вступит в силу через 6 месяцев. Принятые решения будут способствовать сокращению административных барьеров при осуществлении градостроительной деятельности, а также повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2. «Проблемы проектирования и строительства объектов социального назначения, реализуемых в Алтайском крае в рамках Программы 80×80»
(докладчик Геттих Андрей Иванович — заместитель начальника Главного управления, начальник управления строительства и территориального планирования)
Практически закончена реализация программы 75×75. Освоение бюджетных инвестиций составило более 9 млрд. рублей.
В рамках реализации названной программы завершено строительство и оформлен ввод в эксплуатацию 63 объектов. По 10 объектам СМР завершены, ведется оформление документации по их вводу в эксплуатацию и передаче муниципальным заказчикам.
По 2 объектам работы завершаются:
- г. Заринск — спортивный центр с плавательным бассейном,
- п. Тальменка — строительство пристройки и капитальный ремонт детского сада.
Основные проблемы, возникшие при строительстве объектов:
1. отсутствие системы контроля качества проектной документации, а также эффективного контроля в процессе строительства объектов, как со стороны подрядной организации, так и технического заказчика и муниципального заказчика;
2. не налажена система предварительной проверки проектной документации, выданной институтом и направляемой на экспертизу, не отслеживаются, не согласовываются с проектировщиками и своевременно не оформляются должным образом изменения, вносимые в проект в процессе строительства объекта;
3. отсутствие согласованности действий участников строительного процесса;
4. претензионная работа ведется слабо государственными и муниципальными заказчиками. Положительное исключение составляет Главалтайсоцзащита, которой данная система отлажена;
5. несвоевременное финансирование выполненных работ по строительству объектов.
Началась реализация краевой адресной инвестиционной программы 2014 года.
На ее реализацию в текущем году из краевого бюджета запланировано направить 2 млрд. 60 млн. рублей инвестиций. Этот объем инвестиций не является окончательным, он будет увеличен по итогам полугодия и по результатам работы строительного сообщества.
В рамках программы ведется строительство и проектирование 74 и 32 объектов соответственно.
Управлением подготовлен график представления государственными и муниципальными заказчиками пакетов конкурсной документации для проведения конкурсов на выбор проектных организаций и аукционов по определению генеральных подрядчиков.
Всего должно быть проведено 40 конкурсов и аукционов, в том числе в I квартале — 12 по выбору генподрядной организации и 6 конкурсов на разработку ПСД, во втором — 17 по выбору генподрядной организации и 2 конкурса на разработку ПСД.
На реализацию программы «80*80» в целом будет направлено 11,5 млрд. рублей. В ее рамках будет построено или капитально отремонтировано:
- 38 объектов образования;
- 17 — здравоохранения;
- 13 — культуры;
- 9 спортивных объектов;
- 3 объекта ЖКХ.
В течение 2013 года проведены необходимые закупочные процедуры по выбору организаций для выполнения проектных и строительно-монтажных работ. По 52 проектам осуществлялась разработка проектно-сметной документации, на 22 объектах проектирование было завершено.
В 2013 году завершен капитальный ремонт детсада «Огонек» в с. Табуны Табунского района.
Большой объем строительных работ произведен на универсальном спортивном комплексе в г. Алейске и спортивно-оздоровительном комплексе в с. Троицкое Троицкого района.
В текущем году строительно-монтажные работы будут продолжены на 10 объектах, в том числе на четырех объектах образования, двух — здравоохранения, двух — культуры, двух — физической культуры и спорта.
Кроме того, будут введены в эксплуатацию лечебно-диагностический корпус и вспомогательные помещения краевого онкологического диспансера, продолжатся работы на главном корпусе. Планируется завершить работы по строительству зданий краевого педагогического лицея, капитальному ремонту культурно-досугового центра в с. Шипуново Шипуновского района. Будут построены 4 детских сада на 970 мест в п. Зеленая Дубрава Рубцовского района, городах Барнауле, Новоалтайске, Рубцовске, завершены работы по строительству универсального спортивного комплекса в г. Алейске и спортивно-оздоровительного комплекса в с. Троицком Троицкого района, строительству общеобразовательной школы на 140 учащихся в с. Солоновка Новичихинского района.
В прошедшем году в эксплуатацию введено 664,7 тыс. кв. метров общей площади жилых домов — 18,9 тыс. кв. метров больше, чем в 2012 году. Целевой показатель по вводу в эксплуатацию жилья выполнен на 103%.
По объему построенного жилья край занял среди субъектов СФО 6 место, по объему жилья, построенного за счет средств населения, Алтайский край занимает 3 место, по объему жилья, введенного в сельской местности, край лидирует среди субъектов СФО.
По сравнению с 2012 годом увеличили ввод жилья 38 муниципальных районов: Алейский, Алтайский, Баевский, Благовещенский, Волчихинский, Егорьевский, Ельцовский, Залесовский, Зональный, Калманский, Каменский, Ключевский, Красногорский, Кулундинский, Курьинский, Кытмановский, Локтевский, Мамонтовский, Михайловский, Павловский, Панкрушихинский, Первомайский, Петропавловский, Поспелихинский, Ребрихинский, Родинский, Романовский, Рубцовский, Советский, Солтонский, Табунский, Топчихинский, Третьяковский, Троицкий, Тюменцевский, Усть-Калманский, Чарышский, Шелаболихинский и 2 городских округа края: Барнаул, Новоалтайск.
Не выполнены целевые показатели по вводу жилья в эксплуатацию в 6 городах: Белокуриха, Заринск, Камень-на-Оби, Рубцовск, Славгород и Яровое и 16 районах края.
В 5 городах и 38 районах края жилье вводилось только индивидуальными застройщиками.
В 2014 году необходимо обеспечить ввод в эксплуатацию 675 тыс. кв. метров общей площади жилья — на 12 тыс. кв. метров общей площади больше, чем в 2013 году.
За январь—апрель текущего года в эксплуатацию введено 199,5 тыс. кв. метров общей площади жилья, что в 1,6 раза превысило соответствующий показатель 2013 года. Индивидуальными застройщиками введено 117,55 тыс. кв. метров — 111,9%. В краевом центре введено 127,2 тыс. кв. метров — 190% к январю—апрелю 2013 года.
Увеличили ввод жилья по сравнению с соответствующим периодом 2013 года 6 городов (Барнаул, Белокуриха, Заринск, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Рубцовск) и 35 районов.
В рамках работы по решению проблем пострадавших участников строительства жилья необходимо обеспечить финансирование строительства жилых домов ЖСК «Дольщик-4» (г. Барнаул).

3. «Итоги проверок органов местного самоуправления отделом по контролю за исполнением законодательства о градостроительной деятельности»

(докладчик Иванова Любовь Петровна — главный специалист отдела по контролю за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности).
В 2013 году в рамках контроля органов местного самоуправления по соблюдению законодательства о градостроительной деятельности проведено 25 выездных проверок, в ходе которых были проверены 237 органов местного самоуправления в 4-х городских округах, в 22-х муниципальных районах и в 1 сельском поселении, которое не передало полномочия муниципальному району (Михайловский сельсовет).
В результате проверок выявлено 278 нарушений, что составляет 57% от выявленных нарушений в 2012 году.
Количество фактов нарушения органами местного самоуправления, установленных процедур подготовки и утверждения градостроительной документации всего выявлено 71, из них по генеральным планам — 11, правил землепользования и застройки — 2, градостроительных планов земельных участков — 58. В 2013 году допущено органами местного самоуправления 90 нарушений при выдаче исходно-разрешительной документации, это на 192 нарушения меньше по сравнению с показателями предыдущего года. Необходимо отметить, что количество нарушений, которые выявляются при третьих проверках (2013—2014 гг.) снизилось по сравнению с проверками в 2008 и 2011 годах.
Самым распространенными нарушениями являются:
1) несоответствие муниципальных правовых актов федеральному законодательству (положения об организации проведения публичных слушаний; административные регламенты на предоставление муниципальных услуг по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, по подготовке градостроительных планов земельных участков);
2) в нарушение п.1 ч.3 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» и ст.39 Градостроительного кодекса РФ администрациями районов принимаются решения по изменению одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования без передачи полномочий от поселений на принятие вышеуказанных решений, а также без проведения публичных слушаний;
3) нарушение процедур подготовки и утверждения генеральных планов муниципальных образований — без согласования с органами исполнительной власти субъекта РФ в нарушение ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
4) формирование земельных участков в застроенной и подлежащей застройке территории без разработки и утверждения проектов планировки и проектов межевания территорий в нарушение градостроительного законодательства (ст.42 и 43 Градостроительного кодекса РФ, 191-ФЗ);
5) нарушения при подготовке и утверждении ГПЗУ;
6) нарушение порядка выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;
7) не организована работа по обеспечению создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
8) в нарушение части 15 статьи 51 и части 13 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не направляются копии разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в органы государственного строительного надзора.

4. «Порядок подготовки материалов для предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Алтайского края или муниципальной собственности, и вносимых в них изменений»
(докладчик Стуканёва Ольга Александровна — начальник отдела архитектуры и территориального планирования управления строительства и территориального планирования Главного управления)

Seminar 2
14 мая 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 N 98-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в статью 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 4 названного закона до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций (далее — «Схемы).
С названной даты выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
Как установлено частью 5.8. статьи 19 Федерального закона «О рекламе», органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают Схемы на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схемы подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в сети «Интернет».
Кроме того, вводится норма, устанавливающая, что предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций определяются субъектом Российской Федерации.
В Алтайском крае постановлением Администрации края от 26.08.3013 № 466 установлен предельный срок, на который могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций — пять лет. При этом конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции устанавливаются соответственно, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции в границах соответствующего предельного срока.
В соответствии с порядком, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 18.12.2013 № 661 схема размещения рекламных конструкций подлежит предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти края — управлением строительства и территориального планирования Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Органам архитектуры и градостроительства администраций муниципальных образований необходимо руководствоваться в работе, исходя их возложенных полномочий, вышеназванными федеральными законами и нормативными правовыми актами Алтайского края.

5. «Практика подготовки схем размещения рекламных конструкций на примере города Белокуриха»
(докладчик Бежаева Елена Борисовна — руководитель ООО «Лаборатория СОТО»,г. Новосибирск).

Seminar 3

Представлены материалы подготовки схемы размещения рекламных конструкций с использованием программно-технологического комплекса «СОТО» на примере

г. Белокуриха. В частности, рассмотрен порядок разработки названных схем и основные требования к оформлению проектных материалов.

6. «Требования к загрузке документов в федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП)»
(докладчик Шитикова Галина Павловна — консультант отдела архитектуры и территориального планирования управления строительства и территориального планирования Главного управления).
Федеральная государственная информационная система территориального планирования (далее — ФГИС ТП) предназначена для обеспечения доступа к информации, предусмотренной частью 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доступ к федеральной системе осуществляется через «Интернет» по ссылке fgis.minregion.ru.
Информационный ресурс системы состоит из открытой и закрытой частей. Открытая часть доступна всем пользователям сети «Интернет» (гостевой пользователь) и обеспечивает просмотр и выгрузку материалов. Доступ к закрытой части осуществляется в виде авторизации с использованием логина и пароля, которые выданы всем муниципальным образованиям, кроме Кытмановского и Тюменцевского районов края.
В соответствии с частями 7 и 9 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обеспечивают доступ во ФГИС ТП к:
- проектам документов территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения;
- утвержденным документам территориального планирования в течение десяти дней со дня их утверждения.
Не подлежат загрузке во ФГИС ТП проекты документов территориального планирования, с датой заключения контракта ранее 25 марта 2011 года (часть 10 статьи 11 Федерального закона от 25.03.2011 № 41-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с:
- частью 7 статьи 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещению во ФГИС ТП подлежат утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования в срок, не превышающий пяти дней со дня их утверждения;
- частью 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещению во ФГИС ТП подлежат утвержденные правила землепользования и застройки.
В настоящее время все 123 утвержденных документа территориального планирования размещены во ФГИС ТП.
Проекты документов территориального планирования необходимо загружать в базу данных при их направлении на согласование на краевом уровне, после согласования на местном уровне. В настоящее время из проектов, находящихся на согласовании в крае, не загружены материалы генеральных планов 5 сельсоветов (Айского сельсовета Алтайского района, Боровлянского и Усть-Мосихинского сельсоветов Ребрихинского района, Мирненского сельсовета Родинского района, Хабарского сельсовета Хабарского района).
Органами местного самоуправления определены уполномоченные лица, на которых возложены обязанности по размещению информации во ФГИС ТП.
Обладатели информации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность информации, размещаемой во ФГИС ТП, а также ее соответствие требованиям к структуре и форматам, утверждаемым Минирегионом России.
Размещение информации в федеральной информационной системе осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, для получения которой необходимо обратиться в удостоверяющий центр.
Порядок загрузки файлов, подписанных электронной подписью, определен руководством пользователя, размещенным в разделе «Помощь» ФГИС ТП.
При возникновении проблем в работе с федеральной государственной информационной системой территориального планирования обращайтесь в службу технической поддержки по адресу: fgistp_tp@minregion.ru или по телефону 8-800-200-19-94.

7. «О внесении в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зон с особыми условиями использования территории, установленных документами территориального планирования и градостроительного зонирования»
(докладчики: Качурин Алексей Алексеевич — начальник отдела землеустройства и мониторинга земель управления Росреестра по Алтайскому краю, Румбинас Наталья Александровна — заместитель начальника отдела инфраструктуры пространственных данных и обеспечения информационного взаимодействия филиала «ФГБУ Росреестра» по Алтайскому краю)
С 14.02.2014 вступили в действие Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 (далее — Правила).
Данные Правила определяют порядок направления сведений в государственный кадастр недвижимости о границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий и определяют органы, которые направляют указанные сведения, состав и формы направляемых документов.
Так, в соответствии с Правилами сведения об установлении или изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, границ населенного пункта в орган кадастрового учета направляет орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий сведения направляет федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий.
Порядок установления границ населенных пунктов регулируется несколькими нормативными правовыми актами в совокупности, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В настоящее время законодательством не установлено правовых механизмов для изменения сведений ГКН о категории земель в связи с установлением или изменением границ населенного пункта. В связи с этим, изменение категории земель возможно только в отношении земельных участков в соответствии с положениями части 3 статьи 8 Закона о переводе и осуществление кадастрового учета изменений сведений о категории земель на основании поступивших в орган кадастрового учета сведений о кадастровых номерах земельных участков, которые стали располагаться на территории населенного пункта после установления или изменения его границы, либо стали находиться за его пределами после изменения границы населенного пункта.
В отношении внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах необходимо отметить следующее. Правилами установлено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, сведения о территориальных зонах и правовой акт, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, в орган кадастрового учета направляет орган местного самоуправления, принявшим такой акт.
В соответствии с пунктом 17 Правил обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам для внесения сведений о границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.
Форма Карты (плана) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению».
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» утвержден порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, в результате которого составляется Карта (план).
8. «Вопросы надзора и контроля в сфере строительства»
(докладчик Кравцова Светлана Анатольевна — начальник отдела правового обеспечения государственного строительного надзора инспекции Алтайского края)
Наиболее актуальными вопросами в области надзора и контроля в сфере строительства являются:
- самовольное строительство объектов и организация работы по борьбе с такими явлениями.
В соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации инспекцией по направлению регионального государственного строительного надзора осуществляются проверочные мероприятия при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, предметом которых является проверка, в том числе, и наличия разрешения на строительство.
В рамках этой работы инспекцией за 2013 год и истекший период 2014 года рассмотрено 33 дела (поступило на рассмотрение 59) о фактах строительства объектов без разрешения на строительство, в том числе в отношении 2 юридических лиц, нарушителям назначено административных наказаний на сумму 1112,75 тыс. рублей. В 2014 году арбитражным судом края удовлетворено 1 заявление о приостановлении деятельности застройщика по строительству торгового центра по ул. Власихинская, в г. Барнауле, начатого в отсутствии разрешения на строительство.
По итогам 9 месяцев 2013 года из 61 муниципального образования только 27 (менее половины) создали комиссии по пресечению самовольного строительства. В 2013 году из этого же числа образований только 26 представляли в Государственную инспекцию края копии выданных разрешений на строительство, а разрешений на ввод — и того меньше.
На территории г. Барнаула создана межведомственная комиссия с участием представителей прокуратуры г. Барнаула, управления Росреестра по Алтайскому краю. Комиссия в настоящее время контролирует вопросы исполнения решений о сносе самовольных построек на территории г. Барнаула, вступивших в законную силу.
В качестве положительных результатов работы по борьбе с незаконным строительством можно отметить состоявшиеся решения о сносе ряда объектов. Фактически снесены объекты по ул. Радищева, 67, Парижской коммуны, 67б, ресторан «Арарат» по Змеиногорскому тракту, 118в, начат снос объекта по ул. Геодезическая, 53 (снесено 2 этажа). Судами двух инстанций отказано в переносе сроков исполнения решения о сносе жилого дома по ул. Смирнова, 25. Данные события освещены в средствах массовой информации.
Прецеденты обращения местных администраций с исками о сносе самовольных построек имеются так же в городах Алейске, Заринске, Каменском, Павловском районах. Данную практику необходимо сделать повсеместной.
Очевидно, что важной составляющей этой работы является профилактика нарушений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.
В целях соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности на территориях муниципальных образований, необходимо:
1. обеспечить соответствующий уровень и действенность осуществляемого муниципального земельного контроля за использованием и охраной земель на территории муниципального образования (вне зависимости от форм собственности);
2. обеспечить соблюдение требований законодательства о градостроительной деятельности, в том числе, соблюдение установленного порядка выдачи разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
По общему правилу, установленному ч.1 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация для строительства, реконструкции объектов подлежит экспертизе, исключения из этого правила установлены ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ на основе параметров объектов.
При применении этих норм необходимо учитывать следующее:
1) этажность и количество этажей — не совпадающие понятия (при подсчете количества этажей объектов капитального строительства для определения необходимости проведения экспертизы проектной документации, учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие);
2) автозаправочные станции и автозаправочные комплексы не входят в перечень исключений, перечисленных в ч.2 ст.49 ГрК РФ.
Эти объекты представляют собой не «отдельно стоящие объекты капитального строительства», а технологически-единые комплексы зданий и сооружений капитального строительства, проектная документация которых подлежит обязательной экспертизе.
Аналогичная ситуация по другим не «отдельно стоящим объектам капитального строительства» разного назначения комплексам: аквапаркам, базам отдыха и др.
Трансформаторные подстанции — также не «отдельно стоящие объекты капитального строительства», а сооружения линейных объектов (определение линейного объекта капитального строительства дано в п.11 ст.1 ГрК РФ, к ним относятся: линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
С 1 января 2013 года вступила в действие новая глава Градостроительного кодекса РФ, возложившая на органы местного самоуправления обязанность по осуществлению эксплуатационного контроля за объектами, расположенными на их территории. Это означает, что все введенные в оборот и заселенные объекты, в том числе самовольного строительства, в случае возникновения проблем с ними, попадают в зону ответственности муниципалитетов.
На основе анализа хода реализации программы «75×75», сделанного инспекцией в разрезе предоставленных полномочий, в целях предупреждения нарушений градостроительного законодательства, эффективной и качественной реализации «Программы «80×80» предлагаем принять следующие меры:
1. при проектировании (в заданиях на проектирование) обеспечить использование на объектах инженерно-конструктивных решений, ранее апробированных при реализации краевых инвестиционных программ и получивших положительные оценки в процессе монтажа и эксплуатации;
2. исключить случаи выдачи разрешений на строительство, реконструкцию в отсутствие согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации, положительного заключения экспертизы проектной документации (применительно к отдельным этапам строительства при поэтапном строительстве, реконструкции объектов), а также копии свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
3. направлять копии выданных разрешений на строительство, реконструкцию объектов в инспекцию (в течение трех дней со дня выдачи);
4. при подготовке контрактов на осуществление функций технического заказчика однозначно формулировать его обязанности;
5. своевременно уведомлять инспекцию о фактическом начале производства работ (не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции). Нарушения сроков направления в Инспекцию извещений о начале строительства, реконструкции объектов программы являются административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
6. для принятия решения о выдаче застройщикам разрешений на ввод в эксплуатацию объектов в обязательном порядке требовать предъявление заключения инспекции о соответствии построенного, реконструированного объекта (п. 9 части 3 ст. 55 ГрК РФ).

По всем представленным в повестке совещания темам прошли обсуждения, заданы вопросы и внесены предложения.