Поиск
Категории
Сбросить фильтр
Цвета сайта: site_white site_black
Размер шрифта: size_small size_medium size_big
Обычная версия сайта
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (Минстрой Алтайского края)

Управлением строительства и территориального планирования Главного управления 27 апреля 2016 года проведен семинар руководителей органов архитектуры и градостроительства администраций городов и районов края.

В семинаре приняли участие руководители органов архитектуры и градостроительства и представители муниципалитетов из 9 городских округов и 50 муниципальных районов края (всего более 70 участников).

0236 001899

В ходе совещания были рассмотрены следующие актуальные вопросы:

1. «Итоги работы органов архитектуры и градостроительства в 2015 году и задачи на 2016 год» (докладчик Геттих Андрей Иванович, заместитель начальника Главного управления, начальник управления строительства и территориального планирования)

Территориальное планирование:

В 2015 и в текущем году в крае осуществлялась подготовка документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.

По состоянию на 25.04.2016 в крае утверждены схемы территориального планирования 57 муниципальных районов (97 %), генеральные планы 10 городских округов (100 %) и 7 городских поселений (100 %) (до настоящего времени не утверждены СТП Ельцовского и Третьяковского районов).

Количество сельских поселений края сократилось до 644. В 322 поселениях приняты решения об отсутствии необходимости разработки генеральных планов. В остальных 322 поселениях генеральные планы утверждены в 134 (42 %), находятся в стадии согласования и разработки - в 164 (51 %) поселениях. В 11 районах контракты на разработку градостроительной документации не заключены по 24 поселениям (7 %).
Правила землепользования и застройки утверждены в

10 городских округах (100 %), 6 городских (86 %) и 186 сельских поселениях (29 %). Разрабатываются Правила в 1 городском и 267 сельских поселениях.

Подготовка проектно-сметной документации на объекты, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляется с привлечением бюджетных средств

Проблема качества подготовки проектной документации в последнее время приобрела особенно острый характер.
По данным государственной экспертизы за период с 2013 по 1 квартал 2016 года было выдано 1186 заключений, из них 110 отрицательных.
Если в 2013 году из 424 заключений, 29 (6,84%) отрицательных;
в 2014 из 361 заключений, 33 (9,14%) отрицательных;
в 2015 из 327 заключений, 45 (13,8%) отрицательных.

Очень много вопросов к подготовке сметной документации. Из названных отрицательных заключений одна треть – по сметной документации.
Техническим, государственным и муниципальным заказчикам необходимо:
уделять особое внимание качеству подготовки конкурсной документации для выбора подрядной проектной организации, в т.ч. заданий на проектирование объектов капитального строительства и линейных объектов;
исключить в задании на проектирование объекта требования к разработчику проекта по сбору исходных данных, технических условий, оформлению земельного участка, прохождению государственной экспертизы.
включать в этапы разработки проектной документации предпроектную проработку в целях оценки её эффективности;
осуществлять постоянный внутренний контроль качества ПСД при приемке выполненных работ;
не допускать передачу подрядчикам ПСД, не откорректированной по замечаниям государственной экспертизы;
не допускать замену строительных материалов при строительстве, исходя из интересов подрядчика.

Согласование на уровне края схем размещения рекламных конструкций

Согласование схем размещений рекламных конструкций (далее - СРК) на уровне края осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 18.12.2013 № 661.

По состоянию на 27.04.2016 согласованы СРК всех городских округов, кроме города Славгорода. Из 59 муниципальных районов согласовано 45 СРК, в стадии согласования - 9 СРК.

Не направлены на согласование СРК 5 муниципальных районов: Баевского, Ельцовского, Первомайского, Третьяковского и Тюменцевского.

Жилищное строительство

В прошедшем году предприятиями, организациями и индивидуальными застройщиками введено в эксплуатацию 879 тыс. кв. метров жилья, что на 124 тыс. кв. метров (14,2%) превысило объем введенного жилья в 2014 году. Только в г. Барнауле введено 597,5 тыс. кв. метров жилья (68%). Индивидуальными застройщиками введено 296,4 тыс. кв. метров, в том числе в сельской местности – 190,3 тыс. кв. метров или 33,7%. Алтайский край по темпам роста жилищного строительства в 2015 году занял первое место в Сибирском федеральном округе. Однако, увеличение объемов жилищного строительства происходит за счет роста доли многоэтажного строительства и снижения индивидуального, особенно в сельской местности. Для сравнения, в 2013 году ИЖС составляло более половины строящегося в крае жилья. В 2015 этот показатель составил 33,7%. Достигнутое в сфере жилищного строительства обусловлены несколькими причинами:

1. Обеспечение в предшествующие годы застройщиков и граждан земельными участками. Для сравнения, в 2010 в крае было предоставлено для жилищного строительства 334га., а в 2014 – 488 га.

2. Важным фактором стало стимулирование спроса на жилищное строительство. С 2010 по 2014 год активно развивалось ипотечное кредитование. Самый высокий показатель достигнут в 2014 году, тогда было выдано 16100 кредитов на 19,5 миллиардов рублей.

3. С 2011 по 2014 годы в крае доля инвестиций в жилищное строительство увеличилась с 6,6 до 21,5 млрд.

4. Еще один фактор - снижение административных барьеров. С 2013 года по 2015 год число разрешительных процедур на строительство жилья сократилось с 40 до 15, а дней, уходящих на их прохождение с 350 до 130.

Для сокращения административных процедур в 2015 году внесены изменения в закон Алтайского края от 29.12.2009 № 120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края», в части дополнения перечня случаев, не требующих получение разрешения на строительство.
На начало 2016 года в стадии строительства находились 163 многоквартирных дома и 9, 4 тыс. индивидуальных домов общей площадью 2 182,2 тыс. кв. метров.

В 2014 было выдано 3 912 разрешений на 1 124,8 тыс. кв. метров. В 2015 – 4 111 разрешений на 1 236,8 тыс. кв. метров общей площади. Следует отметить некоторые проблемные моменты в жилищном строительстве. Остается низким показатель ввода жилья в крае на 1 жителя – всего 0,37 кв. метра.
Для сравнения:
В Новосибирской области – 0,94, Томской – 0,65, Республике Алтай – 0,53, Омская область – 0,4.
В разрезе муниципальных образований можно отметить, что к достаточно высоким показателям приблизились г. Барнаул (0,85 кв. метра на 1 жителя) и г. Белокуриха (0,72).

Самые минимальные значения: в городах: Яровое – 0,23, Заринск – 0,24, Рубцовск – 0,45. В муниципальных районов Алтайского края наблюдается снижение ввода жилья. Ввод на 1 жителя самый высокий в Первомайском районе – 0,68, Алтайском – 0,38, Павловском, Смоленском, Немецком национальном и Егорьевском – 0,24. Самые низкие показатели в Шелаболихинском - 0,09 и Суетском – 0,14.

В текущем году 7 муниципальных образований не ввели в эксплуатацию ни одного метра жилья: Баевский, Бурлинский, Новичихинский, Табунский, Тогульский, Тюменцевский, Шелаболихинский.

Алтайский край – это территория где в сельской местности проживает половина населения. Снижение объемов жилищного строительства тревожная тенденция. Безусловно, в каждом сельском районе есть свои проблемы, препятствующие развитию жилищного строительства. Прошу вас, как представителей органов местного самоуправления, до конца мая оценить эти проблемы и подготовить предложения по их решению.

2. «Обзор изменений федерального, краевого законодательства в области градостроительной деятельности» (докладчик - Стуканева Ольга Александровна, начальник отдела архитектуры и территориального планирования управления строительства и территориального планирования Главного управления)
В 2015 и в текущем годах в законодательство и в нормативную правовую базу, регулирующее градостроительную деятельность, были внесены изменения, которые необходимо учитывать в работе органов местного самоуправления:

Федеральным законом от 29.12.2015 № 402-ФЗ внесены изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Поправки касаются двух позиций перечня объектов капстроительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится. Первая - жилые дома блокированной застройки. Это дома до 3-х этажей, состоящие из нескольких блоков (не более 10) и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (стены) без проемов с соседним блоком или блоками, расположен на отдельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Вторая – многоквартирные дома до 3 этажей, состоящие из одной или нескольких блок секций (не более 4), в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. Уточнено, что экспертиза не проводится, если строительство или реконструкция таких домов осуществляется без привлечения средств бюджета.

Принят Федеральный закон от 28.11.2015 № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Поправки разработаны в целях создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с нововведениями в состав проектной документации объектов капитального строительства включаются, в том числе перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, в случае подготовки соответствующей проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. Ранее указанный перечень необходимо было представлять в случае подготовки любой проектной документации.
Кроме того, застройщик обязан при получении разрешения на строительство представить вышеуказанный перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, если экспертиза проектной документации указанной документации не осуществлялась.

Внесены изменения в Федеральный закон 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2018 года продлен срок, до наступления которого не требуется получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства.
до 1 июля 2016 года продлен срок, после наступления которого не допускается:

при отсутствии генеральных планов принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, а также о подготовке документации по планировке территории;
при отсутствии правил землепользования и застройки - выдача разрешений на строительство.

Внесены изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

С 1 июля 2016 года в муниципальных образованиях при отсутствии правил землепользования и застройки не осуществляется предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Данным законом определено, что разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, относится к полномочиям субъекта РФ. Соответственно субъект РФ должен разработать такую схему, определив места сбора, транспортировки, обработки, утилизации, захоронения, размещения образующихся на территории данного субъекта РФ отходов.

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 № 197 сформированы требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 № 2444-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания»

Работа по установлению (изменению) границ населенных пунктов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», связана с подготовкой карт (планов) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства составляется в результате описания местоположения границ и установления границ на местности. Выполняются такие работы в рамках заключенных контрактов (договоров) соответствующими организациями, имеющими квалифицированных специалистов в данной сфере.

Границы населенных пунктов определяются документами территориального планирования муниципальных образований после их утверждения. Подготовка документов территориального планирования является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов.

Разработка таких документов и описание границ населенных пунктов относится к полномочиям органов местного самоуправления. 

Законами Алтайского края от 22.12.2015 № 125-ЗС и от 05.04.2016 № 15-ЗС внесены изменения в закон Алтайского края № 120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края»

В связи с принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые вступили в силу с 1 марта 2015 года:

а) утратила силу часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской, которой устанавливались условия при подготовке документации по планировке территории, а именно: подготовка документации по планировке территории не требовалась в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков. Данная норма установлена в части 6 статьи 34 Закона Алтайского края;

б) принят порядок заключения договора о комплексном освоении территории (статья 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В связи с этим статья 35 «Комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства» исключена, т.к. данный вопрос урегулирован федеральным законодательством;

в) внесены изменения в статью 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации по подготовке проектов межевания территории. Аналогичные изменения внесены в Закон Алтайского края.
Уточняются случаи, при которых не требуется выдача разрешений на строительство линейных объектов.

1) часть 5 дополнена пунктами 11-16 следующего содержания:
11) строительства и (или) реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи;
12) реконструкции линейных объектов: линий электропередачи, связи, газопроводов, водопроводов, трубопроводов тепловых сетей, сетей канализации, не требующих увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты;
13) строительства или реконструкции газопроводов давлением до 0,6 мегапаскаля включительно, а также их наземных и подземных частей и сооружений, технологически необходимых для их использования;
14) строительства и (или) реконструкции водопроводов внутренним диаметром 300 миллиметров включительно при выполнении работ по подключению объектов капитального строительства до мест присоединения к магистральной трассе;
15) строительства и (или) реконструкции сетей водоотведения (канализации) внутренним диаметром до 300 миллиметров включительно, за исключением магистральных сетей, в том числе при выполнении работ по подключению объектов капитального строительства к централизованной системе водоотведения (канализации);
16) строительства и (или) реконструкции тепловых сетей всех видов, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 0,07 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия включительно от объектов капитального строительства до мест присоединения к магистральной трассе.";
2) часть 8 изложить в следующей редакции:
8. В случае если застройщиком принято решение о получении разрешения на строительство объектов, указанных в пунктах 6-16 части 5 настоящей статьи, он оформляет разрешение на строительство на общих основаниях в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.";
3) дополнить частью 9 следующего содержания:
9. Лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию объектов в случаях, предусмотренных пунктами 6-16 части 5 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня окончания соответствующих работ безвозмездно передает в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на бумажном и электронном носителях копии следующих документов:
а) сведения о технических характеристиках построенного, реконструированного объекта;
б) результаты инженерных изысканий;
в) схема, отображающая расположение сетей инженерно-технического обеспечения".

3. «Порядок загрузки документов в федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП)»
(докладчик - Шитикова Галина Павловна, консультант отдела архитектуры и территориального планирования управления строительства и территориального планирования Главного управления)

Федеральная государственная информационная система территориального планирования (далее – «ФГИС ТП») состоит из открытой и закрытой частей.
Открытая часть доступна всем пользователям сети Интернет и обеспечивает предоставление доступа к информации в части поиска, просмотра и выгрузки утвержденных документов территориального планирования, а также их проектов.

Закрытая часть доступна только авторизованным пользователям (ФОИВ, ОИВ регионов, ОМСУ) с использованием логина и пароля. Органами местного самоуправления в 2011 году получены логины и пароли на каждое муниципальное образование, включая сельские поселения. В администрациях городских округов и муниципальных районов определены уполномоченные лица, на которых возложены обязанности по размещению информации во ФГИС ТП.

Обладатели информации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность информации, размещаемой в системе.

В соответствии с частями 7 и 9 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления размещают во ФГИС ТП:
утвержденные документы территориального планирования в течение 10 дней со дня их утверждения;
проекты документов территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения;
утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования в течение 5 дней со дня их утверждения;
утвержденные правила землепользования и застройки.

Доступ к федеральной системе осуществляется через Интернет по ссылке, которую видите на слайде. (fgis.economy.gov.ru). В настоящее время из 207 утвержденных документов территориального планирования размещены во ФГИС ТП 205 документа. Не размещены в системе генеральные планы Луговского сельсовета Тальменского района (утв. сентябрь 2015 года) и Новообинцевского сельсовета Шелаболихинского района (утв. декабрь 2015 года). Проекты документов территориального планирования рекомендуем загружать в систему при их направлении на согласование на краевом уровне, после согласования на местном уровне. Сегодня из проектов, представленных на согласование, не загружены материалы генеральных планов 4 сельсоветов (Усть-Калманкого сельсовета Усть-Калманского района, Хабарского сельсовета Хабарского района, Кучукского и Шелаболихинского сельсоветов Шелаболихинского района).

Принципы работы в системе.

Для доступа в открытую часть необходимо набрать ссылку: fgis.economy.gov.ru. Откроется окно, состоящее из окна карты, панели инструментов (ленты) и нескольких информационных окон. В левом верхнем углу карты отображается наименование пользователя, который выполнил авторизацию. Панель инструментов расположена в верхней части экрана. Она состоит из нескольких вкладок, на которых размещены элементы управления. Для просмотра руководства пользователя нажмите кнопку «Помощь» на вкладке «Главная». При возникновении проблем в работе с федеральной государственной информационной системой территориального планирования обращайтесь в службу технической поддержки ФГИС ТП по адресу: fgis-tp@economy.gov.ru
Для размещения документов и проектов документов необходимо с помощью пароля и логина войти в закрытую часть портала. Для этого в меню «Главная» при нажатии на элемент «Войти» откроется окно авторизации для введения имени пользователя (логина) и пароля. Загрузка утвержденных документов запускается через клавишу «Загрузка утвержденных документов» во вкладке «Инструменты».

Загрузка состоит из двух шагов:
ввод метаданных;
загрузка файлов.
Ввод метаданных осуществляется с клавиатуры. Красным выделены обязательные для заполнения поля.
Тип документа и его разработчик выбирается из справочника. Если при загрузке метаданных в разделе "Разработчик документа" Вы не смогли найти нужного Вам разработчика документа, необходимо направить электронное письмо в адрес техническое поддержки. Шаблоны писем предложены в руководстве пользователя в разделе «Техническая поддержка» - вид задачи - добавление «Разработчика документа». Загрузка файлов происходит по их типам, которые определены составом документа. При размещении генерального плана (его проекта) каждый загружаемый файл должен быть прикреплен к одному из следующих типов:

положение о территориальном планировании;
карта планируемого размещения объектов местного значения;
карта границ населенных пунктов;
карта функциональных зон;
материалы по обоснованию в текстовой форме;
материалы по обоснованию в графической форме.

Если к одному из типов не будут прикреплены файлы, то переход к следующему шагу не осуществится. Загрузка проектов документов территориального планирования осуществляется аналогично загрузке утвержденного документа через окно «Загрузка проекта документа» во вкладке «Инструменты». Для просмотра перечня документов, загруженных в систему, необходимо воспользоваться информационным окном «АТД» Информационное окно «АТД» предназначено для работы с классификатором территориального деления. По умолчанию в окне отображается список субъектов Российской Федерации. Из классификатора территориального деления можно перейти как к просмотру перечня документов, загруженных в систему субъектом или муниципальным образованием.

4. «Применение на практике постановления Администрации Алтайского края от 02.07.2015 № 266 «Об утверждении Порядка размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (докладчик - Иванова Любовь Петровна, консультант отдела по контролю за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности управления строительства и территориального планирования Главного управления) Порядок, утвержденный постановлением Администрации края от 02.07.2015 № 266 (с изменениями от 23.11.2015 № 464) (далее – Порядок) разработан в рамках реализации части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный Порядок распространяется на размещение объектов исключительно на земельных участках, находящихся в федеральной, государственной или в муниципальной собственности и не распространяется на земельные участки, находящиеся в частной собственности.

В соответствии с пунктом 9 Порядка приказом Главного управления от 05.10.2015 № 871 (далее – Приказ) утверждена форма акта размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов и порядок его согласования.

В соответствии с подпунктом б) пункта 7 Порядка одним из необходимым документом являются топографические материалы для принятия решения уполномоченным органом о согласовании размещения объекта.

В пункте 9 порядка Приказа обязательным приложением к акту размещения объекта являются материалы с указанием координат характерных точек границ территории. Данное приложение к акту подготавливается органом местного самоуправления по сведениям, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Фактически отказы в согласовании возникают в связи с отсутствием актуализированных топографических материалов, информации о координатах границ земельных участков, что ведет к невозможности сопоставления представленных материалов с существующей ситуацией. бДанная ситуация связана с неисполнением органами местного самоуправления статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части необходимости ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Также встречаются случаи необоснованных отказов муниципальными образованиями в согласовании размещения объектов, причиной которых является отсутствие комиссии на уровне органа местного самоуправления. Данный факт не является основанием для отказа. Учитывая практику других субъектов Российской Федерации в целях исключения и предотвращения случаев пересечения границ существующих земельных участков управлением рассматривается вопрос о внесении изменений в Порядок, в части представления заявителем схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек, а также по увеличению сроков рассмотрения заявлений по согласованию размещения объектов и по их отказам. Зачастую у органов местного самоуправления возникают вопросы, что может входить в элементы благоустройства, указанные в пункте 4 Постановления Правительства РФ № 1300. Виды элементов благоустройства необходимо органами местного самоуправления определить в Правилах благоустройства территорий, в целях исключения спорных вопросов.

Размещение вспомогательных, а также временных сооружений, торговых объектов, рекламных конструкций попадают под действие статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, где распространяется требование на использование земельного участка, т.е. получения разрешения на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 № 1244.

Необходимо отметить, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 не распространяются на случаи размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".

Размещение нестационарных торговых объектов, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе".

5. «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» (докладчик- Мареева Ирина Юрьевна, начальник отдела по контролю за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности управления строительства и территориального планирования Главного управления)

В настоящее время актуальной остается проблема избыточных административных барьеров в строительстве. Многочисленные согласования и разрешительные процедуры и стоимость их прохождения, которые являются обязательными для застройщика при реализации инвестиционно-строительного проекта, приводят к ограничению доступа застройщиков на рынок, снижению объемов жилищного строительства и в итоге, к снижению доступности жилья для населения.

Постановление Правительства Российской Федерации № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» было принято 30.04.2014. Его реализация находится на контроле Минстроя России, Генеральной прокуратуры, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе, Администрации края.

В Минстрое России ежеквартально проводятся заседания координационного штаба по мониторингу исполнения органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, законодательства о градостроительной деятельности. Регионам было рекомендовано провести проверку местного законодательства на предмет наличия и соответствия местной нормативной правовой базы (административных регламентов) требованиям Исчерпывающего перечня в соответствии с Регламентом Минстроя России.

Управлением совместно с прокуратурой Алтайского края в 2015 году проведена проверка административных регламентов, разработанных органами местного самоуправления на оказание муниципальных услуг в сфере строительства.

По состоянию на 01.01.2016 во всех муниципальных образованиях Алтайского края утверждены административные регламенты на оказание муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, а также на подготовку и утверждение градостроительных планов земельных участков.
По результатам проверки регламенты на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию не содержат излишних документов, но в связи с внесениями изменений в градостроительное законодательство необходимо актуализировать указанные регламенты и в обязательном порядке размещать их на официальных сайтах.

Что касается административных регламентов на выдачу ГПЗУ, то встречаются случаи требования документов, не предусмотренных законодательством, такие как технические условия, топографическую съемку и др.

Необходимо отметить, что в Федеральный закон №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», внесены изменения в части продления срока подготовки ГПЗУ (если не утверждены правила землепользования и застройки) в следующих случаях:
а) направления в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами проекта градостроительного плана земельного участка на рассмотрение на публичных слушаниях на срок, необходимый для организации и проведения публичных слушаний;

б) выявления уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления противоречий в документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами необходимы для выдачи градостроительного плана земельного участка и представлены в указанные уполномоченные органы лицом, обратившимся с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, или получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, на срок, необходимый для уточнения соответствующих сведений.
Соответствующая информация должна быть отражена в административных регламентах.

В настоящее время особое внимание уделяется вопросу перевода предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронный вид. Сегодня, в основном, предоставляются всего 2 услуги в электронном виде, к которым чаще всего относятся выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Перевод исчерпывающего перечня процедур в электронный вид даст возможность предпринимателям заранее видеть, какой набор процедур и согласований им необходимо будет пройти.

Управлением ежегодно проводится мониторинг по количеству процедур и сроков выполнения таких процедур по представленной застройщиками информации.

Так в 2015 году предельное количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения и фактические сроки их проведения в Алтайском крае, составило в среднем 15, срок их прохождения - 130 дней с учетом запараллеливания процедур, в том числе на получение технических условий и заключение договоров на подключение (технологическое присоединение) к системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, что соответствует показателю краевой дорожной карты (план мероприятий («дорожная карта») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства в Алтайском крае», утвержденный постановлением Администрации Алтайского края от 30.01.2014 № 34).

Основные проблемы, возникающие при прохождении процедур по выдаче разрешений на строительство:
1) увеличение сроков прохождения процедур, которое обусловлено отсутствием либо низким качеством документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации о планировке территории, в том числе градостроительных планов земельных участков;
2) недостаточная координация действий участников процедуры перед выдачей разрешения на строительство;
3) длительные сроки подготовки чертежа градостроительного плана земельного участка;
4) отсутствие в муниципальных образованиях информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, картографических материалов;
5) необходимость многократного обращения в ресурсоснабжающие организации для получения технических условий;
6) недостаточный уровень подготовки специалистов, участвующих в осуществлении процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, отсутствие в органах местного самоуправления квалифицированных кадров.

Распоряжением Правительства РФ от 13 августа 2015 г. № 1554-р утвержден План мероприятий по подготовке проектов федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур, а также совершенствования реализации процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства.

Также в 2016 году утвержден План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации (утв. Правительством РФ 01.03.2016 ), которым предусмотрено установление исчерпывающего перечня административных процедур при строительстве сетей электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, отдельных видов объектов нежилого назначения. Разработка и утверждение такого перечня направлены на упрощение порядка, сокращение сроков и издержек при реализации инвестиционных проектов в сфере гражданского и промышленного строительства.

В 2015 году Главным управлением совместно с управлением информационных технологий и связи Алтайского края и с КГБУ «Оператор электронного правительства Алтайского края» проведена работа по разработке типовых административных регламентов «Выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию» и «Выдача градостроительного плана земельного участка», на которые имеются положительные заключения прокуратуры Алтайского края. Типовые регламенты и заключения размещены на официальном сайте http://oepak22.org КГБУ «Оператор электронного правительства Алтайского края».

6. «Работа органов местного самоуправления (муниципальных заказчиков) по обеспечению качества строительства, реконструкции программных объектов капитального строительства» (докладчик - Ангелюк Георгий Константинович - начальник отдела госстройнадзора по городам и районам края Государственной инспекции Алтайского края) Государственной инспекции Алтайского края в рамках предоставленных полномочий в сфере регионального государственного строительного надзора проводится анализ хода реализации программных объектов на территории края, результаты которого показывают, что часто причиной нарушений требований к качеству работ, а в последствии срыва сроков завершения строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов, является недостаточный уровень работы государственных (муниципальных) заказчиков и технических заказчиков на следующих этапах:
оформление исходно-разрешительной документации для проектирования;
разработка, проведение экспертизы, входного контроля и утверждения (допуска) проектной документации в производство работ;
осуществление техническими заказчиками возложенных функций в области контроля и надзора за ходом строительства, в том числе при приемке выполненных работ.

В то же время, инспекция осуществляет региональный государственный строительный надзор в процессе строительства и реконструкции объектов края на предмет соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов требованиям проектной документации, наличия разрешения на строительство и соответствия квалификации участников строительства.

При этом, государственный строительный надзор осуществляется инспекцией с даты получения в соответствии с ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

Негативное влияние на ход строительства и своевременный ввод объектов в эксплуатацию оказывает нарушение органами местного самоуправления требований ч.15 ст. 51 ГрК РФ, которые своевременно не направляют в инспекцию копии разрешений на строительство, реконструкцию объектов (в течение трех дней со дня выдачи). Застройщики и технические заказчики должны в соответствии с требованиями ч.5 ст. 52 ГрК РФ (не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции) направлять в инспекцию извещение о начале таких работ.

Следует отметить низкое качество проектной документации, допускаются случаи необоснованного изменения утвержденных проектных решений, в нарушение требований национального стандарта РФ ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».

В целях предупреждения нарушений градостроительного законодательства, эффективной и качественной реализации Губернаторской «Программы «80х80», инспекцией подготовлено и направлено во все муниципалитеты обращение-запрос №31/П/115 от 25.02.2013, в котором рекомендовано принять следующие меры:

1. При проектировании (в заданиях на проектирование) обеспечить использование на объектах инженерно-конструктивных решений, ранее апробированных при реализации краевых инвестиционных программ и получивших положительные оценки в процессе монтажа и эксплуатации (вопросы замены материалов утеплителей, оконных блоков, приборов отопления, трубопроводов, применения модульных котельных, оштукатуривание фасадов на сайдинг, мозаичных полов на плиточные и т.п.);

2. Исключить случаи выдачи разрешений на строительство, реконструкцию в отсутствие согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации;

3. Направлять копии выдаваемых разрешений на строительство, реконструкцию объектов в инспекцию в течение трех дней со дня их выдачи;

4. Своевременно уведомлять инспекцию о фактическом начале производства работ;

5. Принимать меры по предупреждению нарушений, в том числе посредством обращения в органы прокуратуры с заявлением о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих строительство с нарушениями требований проектной документации и технических регламентов.
Проектная документация, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подлежит государственной экспертизе.

По всем представленным в повестке совещания темам прошли обсуждения, заданы вопросы и внесены предложения.