Поиск
Категории
Сбросить фильтр
Цвета сайта: site_white site_black
Размер шрифта: size_small size_medium size_big
Обычная версия сайта
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (Минстройтранс)

Состоялся семинар руководителей органов архитектуры и градостроительства администраций городов и районов края

Управлением строительства и территориального планирования Главного управления 28 апреля 2015 года проведен семинар руководителей органов архитектуры и градостроительства администраций городов и районов края.

В семинаре приняли участие руководители органов архитектуры и градостроительства и представители муниципалитетов из 9 городских округов и 40 муниципальных районов края (всего более 70 участников).

DSC 1707

В ходе совещания были рассмотрены следующие актуальные вопросы:

1. «О градостроительной политике в Алтайском крае, задачах органов архитектуры и градостроительства»
(докладчик Геттих Андрей Иванович — заместитель начальника Главного управления, начальник управления строительства и территориального планирования)

Территориальное планирование

Во исполнение задач, поставленных перед органами местного самоуправления в области градостроительной деятельности, в крае продолжается подготовка генеральных планов поселений, разработка на их основе правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.

С 01.01.2015 полномочия в области градостроительной деятельности на территориях сельских поселений осуществляются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Осуществлять такие полномочия органы местного самоуправления сельских поселений смогут только при наличии заключенных соглашений с органами муниципального района и бюджетного финансирования на осуществление переданных полномочий.

В целях исключения нарушения прав и законных интересов граждан, органам местного самоуправления сельских поселений, в которых приняты решения об отсутствии необходимости подготовки генеральных планов, управлением даны рекомендации о возможности осуществлять разработку проекта правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения.

Следует отметить, что Федеральным законом от 29.12.2014 № 456-ФЗ внесены поправки в Градостроительный кодекс Российской Федерации, допускающие возможность выдачи до 01.07.2016 разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки. Учитывая, что срок подготовки таких документов составляет в среднем 5 - 8 месяцев, муниципальным образованиям края рекомендовано активизировать и завершить эту работу в установленные законодательством сроки.

Согласование на уровне края схем размещения рекламных конструкций (СРРК)

Порядком, утвержденным постановлением Администрации края от 18.12.2013 № 661 определено, что СРРК подлежит предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти края - управлением строительства и территориального планирования Главного управления.

По состоянию на 28.04.2015 согласованы с уполномоченным органом СРРК 7 городских округов - города Белокуриха, Алейск, Яровое, Бийск, Заринск, Камень-на-Оби, Рубцовск, ЗАТО Сибирский. В стадии согласования СРРК г. Барнаула. До настоящего времени не направлены на согласование СРРК городов Новоалтайск и Змеиногорск.

Из муниципальных районов согласовано 30 СРРК, в стадии согласования - 10 СРРК, не направлены на согласование СРРК 19 муниципальных районов.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов возложены полномочия по ведению ИСОГД.

В настоящее время в 9-ти городских округах (Барнаул, Белокуриха, Бийск, Алейск, Камень-на-Оби, Заринск, Новоалтайск, Рубцовск, Яровое) и 9-ти муниципальных районах (Алейский, Алтайский, Бурлинский, Быстроистокский, Мамонтовский, Панкрушихинский, Смоленский, Солонешенский, Шипуновский) приобретено программное обеспечение, проведены работы по классификации картографических и текстовых материалов, настроены базы данных ИСОГД.

Осуществляется автоматическая выдача ГПЗУ, разрешений на строительство, в постоянном режиме актуализируется база данных информационной системы.

Вместе с тем, в части названных муниципальных образований (г. Камень-на-Оби, Быстроистокский, Смоленский районы) приобретено программное обеспечение, однако ИСОГД не ведется. В остальных муниципальных образованиях края работа по ведению ИСОГД не организована.

Жилищное строительство

За 2014 год на территории края введено в эксплуатацию 754,5 тыс. кв. метров, что на 89,8 тыс. кв. метров больше, чем в 2013 году. В сельской местности введено 229,0 тыс. кв. метров, или 30,4% от общего ввода по краю, (на 4,7% меньше 2013 года). Индивидуальными застройщиками введено в действие 344,1 тыс. кв. метров жилых домов, что составляет 45,6% от общего ввода по краю и на 2,3% меньше уровня соответствующего периода прошлого года.

За январь-март 2015 года на территории края построено 3417 новых квартир общей площадью 225,1 тыс. кв. метров, что на 54,9 тыс. кв. метров больше, чем в январе-марте 2014 года. В сельской местности введено 55,2 тыс. кв. метров, или 24,5% от общего ввода по краю, что на 12,2% меньше января-марта 2014 года. Индивидуальными застройщиками за счет собственных и заемных средств построено и введено в действие 92,2 тыс. кв. метров жилых домов, что составляет 41,0% от общего ввода по краю и соответствует уровню прошлого года.

В текущем году 10 муниципальных образований не ввели в эксплуатацию ни одного квадратного метра жилья. Это Ельцовский Каменский, Курьинский, Кытмановский, Немецкий, Родинский, Романовский, Тогульский, Шелаболихинский районы и город Яровое.

Проблемы проектирования и строительства объектов социального назначения, реализуемых в Алтайском крае в рамках Программы 80Х80»

В рамках реализации краевой адресной инвестиционной программы в 2014 году осуществлялось финансирование 86 объектов капитального строительства, в том числе на 56 проводились строительные работы, по 30 объектам разрабатывалась ПСД.

На строительстве объектов КАИП подрядными строительными организациями освоено более 1,3 млрд. рублей, закончены работы и оформлен ввод в эксплуатацию 37 объектов.

Основные проблемы, возникшие при строительстве объектов:

- отсутствие системы контроля качества проектной документации, а также эффективного контроля в процессе строительства объектов, как со стороны подрядной организации, так и технического заказчика и муниципального заказчика;

- не налажена система предварительной проверки проектной документации, выданной институтом и направляемой на экспертизу, не отслеживаются, не согласовываются с проектировщиками и своевременно не оформляются должным образом изменения, вносимые в проект в процессе строительства объекта;

- отсутствие согласованности действий участников строительного процесса;

- претензионная работа ведется слабо государственными и муниципальными заказчиками. Положительное исключение составляет Главалтайсоцзащита, которой данная система отлажена;

- несвоевременное финансирование выполненных работ по строительству объектов.

Началась реализация краевой адресной инвестиционной программы 2015 года.

В рамках программы ведется строительство, капитальный ремонт и проектирование 69, 9 и 17объектов соответственно.
Управлением подготовлен график представления государственными и муниципальными заказчиками пакетов конкурсной документации для проведения конкурсов на выбор проектных организаций и аукционов по определению генеральных подрядчиков.
Всего должно быть проведено 18 конкурсов и аукционов, в том числе 15 по выбору генподрядной организации, 2 конкурса на разработку ПСД и 1 конкурс по определению технического заказчика.

Подготовка проектов планировки для размещения линейных объектов

Письмом Минстроя России от 24.02.2015 № 4729-ЮР/09 высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации были направлены разъяснения по вопросу использования градостроительных планов земельных участков (далее – ГПЗУ), предназначенных для размещения линейных объектов.

Исходя из позиции, изложенной в названном письме, следует, что подготовка проектной документации, выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию линейных объектов должны производиться по общему правилу на основании проектов планировки территории, на основании ГПЗУ – только в случае их выдачи до дня вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования».

2. «Обзор изменений федерального, краевого законодательства в области градостроительной деятельности»
(докладчик Стуканева Ольга Александровна — начальник отдела архитектуры и территориального планирования управления строительства и территориального планирования Главного управления)

В 2014 и в текущем годах в законодательство, регулирующее градостроительную деятельность, были внесены изменения, которые необходимо учитывать в работе органов местного самоуправления:

- Федеральным законом от 29.12.2014 № 456-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен нормами, регулирующими деятельность органов местного самоуправления в части принятия программ комплексного развития систем коммунальной транспортной, социальной инфраструктур поселения, городского округа.

- внесены изменения в Федеральный закон 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»:
до 1 марта 2018 года продлен срок, до наступления которого не требуется получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства;

до 1 июля 2016 года продлен срок, после наступления которого не допускается:

при отсутствии генеральных планов принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, а также о подготовке документации по планировке территории;

при отсутствии правил землепользования и застройки - выдача разрешений на строительство.

- внесены изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

С 01.07.2016 в муниципальных образованиях при отсутствии правил землепользования и застройки не осуществляется предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

- постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 установлен новый перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений. СНиПы замены на СП.

Новый перечень вступает в силу с 01.07.2015. Проектная документация, представленная на экспертизу до этой даты, проверяется на соответствие национальным стандартам и сводам правил из прежнего перечня.

- Федеральным законом от 05.05.2014 № 131-ФЗ Градостроительный кодекс дополнен главой 29.1, определяющей требования к нормативами градостроительного проектирования.

Согласно внесенным изменениям каждое поселение, городской округ обязаны иметь местные нормативы градостроительного проектирования.
Порядок подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них устанавливается муниципальными правовыми актами с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.

- Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, содержащий наименование вида разрешенного использования, описание, код.

Приказ подразделяет земельные участки по видам использования на 13 групп и устанавливает, для чего предназначены те или иные земли.

- в 2014 году внесены изменения в закон Алтайского края от 29.12.2009 № 120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края».

В целях сокращения административных процедур расширен перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство.

К таким случаям относятся возведение кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, а также электроустановок (подстанций) напряжением до 20 киловольт. Это позволит сократить фактические сроки технологического присоединения к электрическим сетям, его стоимость, а также повысит доступность энергетической инфраструктуры для субъектов предпринимательской деятельности.

- Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Для реализации данного постановления подготовлены и проходят согласования:

проект постановления Администрации края о порядке и условиях размещения таких объектов.
законопроект о внесении изменений в закон Алтайского края от 29.12.2009 № 120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края», дополняющий перечень случаев, не требующих получения разрешения на строительство.

- Постановление Администрации края от 09.04.2015 № 129 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края».
Федеральным законом от 05.05.2014 № 131-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен термином «нормативы градостроительного проектирования», а также отдельной главой, включающей требования к содержанию указанных нормативов, порядку их подготовки, утверждения и внесения изменений в такие нормативы.

Соответствующие изменения внесены в закон Алтайского края от 29.12.2009 № 120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края». В частности, уточнено содержание, порядок подготовки, утверждения и изменения краевых нормативов градостроительного проектирования.

В целях реализации положений федерального и краевого законодательства в части состава и содержания указанных нормативов, а также соблюдения требований действующей документации в области нормативно-технического регулирования подготовлено данное постановление Администрации края.

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, который состоит из раздела I (процедуры, предусмотренные федеральным законодательством) и раздела II (процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

3. «О приведении нормативных правовых актов в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства»
(докладчик Мареева Ирина Юрьевна – начальник отдела по контролю за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности управления строительства и территориального планирования Главного управления)

По результатам мониторинга административных барьеров в жилищном строительстве, проведенного НОСТРОЙ в сотрудничестве с Фондом «Институт экономики города» дана оценка общего уровня административных барьеров при реализации проектов по строительству многоквартирных домов (количества административных процедур, их сроков и стоимости), в том числе по этапам реализации таких проектов. Мониторинг административных барьеров в жилищном строительстве, проведенный в 43 городах России на примере анализа количества процедур, сроков и стоимости их прохождения при реализации проекта по строительству многоквартирного дома, позволил сделать общий вывод о крайне высоком уровне барьеров в жилищном строительстве. Самыми продолжительными являются процедуры на этапе строительства и на этапе проектирования, которые в среднем занимают 296 и 265 дней соответственно.

После таких выводов Минстроем России был подготовлен Исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, который был утвержден Правительством России 30.04.2014.

Общее количество процедур, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации, составляет 142. Ранее количество всех согласований в жилищном строительстве достигало 240 процедур. Применение этих процедур не являются обязательными при реализации любого проекта жилищного строительства. В отношении каждого такого проекта будет применяться определенный набор и количество этих процедур.

Перечень состоит из раздела I (процедуры, предусмотренные федеральным законодательством) и раздела II (процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами Субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

Из названного количества процедур 41 процедуру выполняют органы местного самоуправления. Теперь при оформлении исходно-разрешительной документации в области земельных и градостроительных отношений необходимо руководствоваться только данным перечнем и не допускать дополнительных процедур. Меньше установленного перечня может быть, больше – нет. Поэтому данный перечень называется Исчерпывающим.

4. «Порядок предоставления земельных участков в рамках земельного законодательства»
(докладчик Горина Ирина Валерьевна - консультант отдела правового обеспечения управления по земельным отношениям Главалтайимущества).
Изменения, которые вступили в силу с 01.03.2015, существенно изменили порядок и процедуры предоставления земельных участков.

Масштаб вносимых изменений внушителен: Земельный кодекс РФ («ЗК РФ») дополнен шестью новыми главами, при существенном изменении или исключении положений действующих статей ЗК РФ. Изменения также нашли отражение в Гражданском кодексе РФ и в ряде иных законодательных актов. Основные из них следующие.

Изменения в системе органов, уполномоченных распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В этой части Земельный кодекс дополнен положениями, из содержания которой следует, что если утверждены правила землепользования и застройки поселения, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляет орган местного самоуправления - поселения. При отсутствии правил - указанные полномочия реализуют муниципальные районы.

Законодатель достаточно четко прописал все процедуры и критерии предоставления земельных участков (в предыдущей редакции ЗК РФ данные процедуры устанавливались нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления), что приводило на практике к разным вариациям последовательности действий застройщика при приобретении земельного участка у публичного органа. Установление порядка в федеральном законе должно привести к прозрачности и доступности предоставления земельных участков.

Кроме того законодатель также унифицировал перечень случаев, когда возможно предоставить земельные участки без торгов, данный перечень является исчерпывающим (ранее случаи предоставления земельных участков с торгов устанавливались также нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Новое законодательство расценивает аукцион как общее правило приобретения прав на публичные земли для строительства с гораздо более детальным регулированием соответствующих процедур. На приобретение публичных земель без торгов можно будет рассчитывать только в ограниченном числе случаев, исчерпывающим образом описанных в Земельном кодексе РФ (например, п. 2 ст. 39.6).

Из новой редакции исключена процедура подготовки акта выбора земельного участка. Закон формально исключает понятия выбора участка и предварительного согласования места размещения объекта, хотя фактически оно в усеченном виде сохраняется в рамках подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков.

Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уменьшен с 3-х лет до 2-х лет.

Новая редакция Земельного кодекса РФ содержит перечень оснований для отказа в предварительном согласовании и предоставлении земельного участка, и данный перечень является исчерпывающим. При этом, в основаниях для отказа отсутствует принятое уполномоченным органом решение о проведении аукциона, основанием будет являться исключительно извещение о его проведении.

Законодатель установил возможность дополнения данного перечня по основаниям, предусмотренным законом субъекта, который должен быть принят не позднее 01.01.2016 года, данные основания возможно применять исключительно до 01.01.2020.

Законом отдан приоритет лицу, который первый подал заявление, в данном случае рассмотрение второго и последующих заявлений на испрашиваемый земельный участок, либо в случае пересечения границ с испрашиваемым земельным участком, приостанавливается до момента рассмотрения 1 заявления и принятия по нему соответствующего решения. Ранее при наличии множественности земельный участок предоставлялся исключительно с аукциона.

На федеральном уровне установлен перечень документов, который подтверждает права заявителя на приобретение земельных участков без торгов (ранее перечень был принят только в отношении земельных участков, занятых зданиями, сооружениями (приказ Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 475). Перечень утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 и включает в себя 86 пунктов.

Следует также обратить внимание, что положениями ЗК РФ исключена возможность продления договора аренды земельного участка для строительства.

Иной порядок предоставления земельных участков установлен для цели индивидуального жилищного строительства, ведения ЛПХ, садоводства, дачного хозяйства гражданам и КФХ (статья 39.18). Данный порядок повторяет положения статьи 30.1 ЗК РФ в предыдущей редакции, за исключением процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка. В данной процедуре обязательным является публикация о возможности предоставлении земельного участка, при наличии иных заявителей проводится аукцион.

Принимая во внимание масштабность изменений, рекомендуется обращать особое внимание на переходные положения (ст. 34 ФЗ № 171-ФЗ), которыми урегулированы вопросы предоставления земельных участков, процедура по которым была запущена до 01.03.2015 года.

5. «Вопросы надзора и контроля в сфере строительства»
(докладчик Ангелюк Георгий Константинович - начальник отдела госстройнадзора по городам и районам края Государственной инспекции Алтайского края)

Работа Инспекции в настоящее время осуществляется в условиях проводимой административной реформы, т.е в условиях активно изменяющегося законодательства о градостроительной деятельности с учетом следующих тенденций.

Президентом Российской Федерации 18.11.2014 дано поручение Правительству Российской Федерации обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих обязательность проведения экспертизы проектной документации многоквартирных домов указанных в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, строительство которых финансируется или предполагается финансировать за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 утверждён Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который вступает в силу с 01.07.2015.

Инспекцией направлены в Минстрой России предложения о разработке единого типового регламента осуществления государственной функции государственного строительного надзора, которым установить единый универсальный перечень исполнительной документации оформляемой для проведения итоговой проверки.

Опыт работы Инспекции показывает, что участники строительства (застройщик, технический заказчик и подрядчик) не занимаются строительным контролем: ни входным контролем проектной документации, ни входным контролем строительных материалов, ни тем более операционным контролем качества выполняемых работ.

Отмечается низкое качество проектной документации, зачастую обозначения (марка) рабочих чертежей никаким образом не увязано с обозначением соответствующих разделов (шифра) проектной документации.

Допускаются случаи изменения обозначения проектной документации сознательно, уже после утверждения проектной документации с учетом наличия положительного заключения экспертизы, что требованиями национального стандарта РФ ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства.

Основные требования к проектной и рабочей документации», не допускается.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, инспекцией было принято кардинальное решение – с 01.01.2015 итоговым проверкам придать особый статус. В случае выявления фактов – незавершённых конструктивов, отступления от требований проекта, недостатки при оформлении исполнительной документации привлекать виновных лиц к административной ответственности и выдавать обязательные для исполнения предписания. И уже в текущем году такие меры реализуются.
По всем представленным в повестке совещания темам прошли обсуждения, заданы вопросы и внесены предложения.