Поиск
Категории
Сбросить фильтр
Цвета сайта: site_white site_black
Размер шрифта: size_small size_medium size_big
Обычная версия сайта
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (Минстрой Алтайского края)

Итоги работы управления экономического планирования, мониторинга и контроля Главного управления за первое полугодие 2014 года

За первое полугодие 2014 года в части осуществления организационной работы по выполнению функций главного администратора доходов краевого бюджета и функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства (далее – Главное управление) Алтайского края и реализации возложенных функций освоено 2 941,8 млн. рублей краевого бюджета, из них:

на погашение убытков от перевозки пассажиров речным, железнодорожным транспортом направлено – 99,1 млн. руб.;

оплачены услуги по поддержанию судоходной обстановки – 0,7 млн. руб.;

реализация мероприятий долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае» – 1,5 млн. руб.;

направлены средства на поддержку дорожного хозяйства Алтайского края – 2267, 6 млн. руб.;

на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 238,4 млн. руб.;

на строительство и проектирование объектов газификации направлено 21,8 млн. руб.;

на финансирование мероприятий в области коммунального хозяйства израсходовано – 0,2 млн. руб.;

приобретено и передано муниципальным образованиям 14 единиц техники для жилищно-коммунального хозяйства для ликвидации последствий паводка на территории Алтайского края на общую сумму –14,4 млн. руб.;

содержание аппарата управления - 43,1 млн. руб.;

на проведение мероприятий по благоустройству кладбищ 30,0 млн. руб.;

на исполнение судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений 18,5 млн. руб.

Все денежные средства израсходованы Главным управлением строго по целевому назначению в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов, договоров и соглашений.

Кроме того, отделом финансов и бухгалтерского учета в течение 1 полугодия осуществлялись следующие функции:

финансирование муниципальных образований Алтайского края в рамках возложенных на управление полномочий;

подготовка предложений по изменению расходных обязательств управления при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год;

анализ финансового состояния и иным полномочиям в отношении краевых государственных унитарных предприятий и учреждений, подведомственных Главному управлению;

представление бухгалтерской, финансовой, налоговой и статистической отчетности в соответствующие органы;

учет и своевременное отражение в бухгалтерском учете обязательств, денежных средств и товарно-материальных ценностей;

контроль за соблюдением финансовой и кассовой дисциплины.

В части мониторинга развития рынка услуг ЖКХ, разработки предложений по его совершенствованию.

За первое полугодие текущего года отделом мониторинга и контроля, по результатам анализа ситуации на рынке услуг ЖКХ, отмечен процесс сокращения нерыночного сектора в ЖКХ за счет ликвидации нерентабельных муниципальных предприятий и развития малого и среднего предпринимательства. Так, на конец отчетного периода доля частных организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, составила 74,1% (увеличение в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составляет 2 процентных пункта), в том числе в коммунальном комплексе 61,4%, в жилищной сфере 86% (при этом в управлении жилищным фондом – 97,3%).

Организован системный мониторинг хода структурных преобразований (реформирования) ЖКХ края в разрезе городских округов, муниципальных районов края, а также муниципальных образований, входящих в состав районов: определены состав, показатели и сроки предоставления данных ежемесячного, квартального и годового мониторинга.

Для ведения указанного мониторинга создана и ежеквартально обновляется база данных содержащая реестры:

предприятий коммунального комплекса (по видам деятельности, формам собственности, объему реализации услуг, стоимости основных фондов, формам договоров передачи имущества);

управляющих и обслуживающих организаций в жилищной сфере (по видам деятельности и организационной правовой форме, количеству МКД, находящихся в управлении);

жилищных объединений граждан (ТСЖ, ЖСК) (с указанием реквизитов правоустанавливающих документов юридического лица, адресного расположения домов, входящих в состав данных организаций, объема жилищного фонда);

предприятий, проходящих процедуру банкротства;

выбранных и реализуемых способов управления многоквартирными домами;

адресный перечень сформированных и зарегистрированных земельных участков под многоквартирные дома.

В целях систематизации и обобщения информации по реформированию отрасли осуществлялся сбор и анализ Государственного статистического наблюдения «Сведения о структурных преобразованиях и организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства» по форме 22 ЖКХ (реформа).

Неконтролируемый в 2005-2007 годах процесс банкротства предприятий ЖКХ привел к определенной потере ликвидного имущества коммунального назначения.

Согласно данным мониторинга за отчетный период 35 организаций ЖКХ прекратили деятельность (но не ликвидированы) и 16 – признаны несостоятельными (банкротами).

Указанный мониторинг ситуации по предприятиям-банкротам осуществляется с 2006 года, за данный период в реестр несостоятельных организаций включено 309 хозяйствующих субъекта из 68 муниципальных образований края. Наибольшее количество предприятий приходится на Бийский район (12 ОКК), Локтевский (9 ОКК), Павловский (15 ОКК), Советский (16 ОКК) и Угловский (13 ОКК) районы края, а также г.Барнаул (24 ЖО), Бийск (13 ОКК и ЖО), Рубцовск (15 ОКК и ЖО).

В целях сокращения негативных последствий при банкротстве организаций ЖКХ органам местного самоуправления даны соответствующие рекомендации, в том числе по целесообразности применения процедуры оздоровления, кроме того осуществлялось взаимодействие и консультации с конкурсными управляющими.

В части осуществления ежеквартального мониторинга финансово-хозяйственной деятельности организаций ЖКХ.

В отчетном периоде в рамках проведения мониторинга финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства края отделом мониторинга и контроля проведены проверки и свод первичной информации по показателям, характеризующим состояние экономики организаций отрасли за 2013 год, 1 квартал и полугодие 2014 года. На основании данных мониторинга проанализирована финансово-хозяйственная деятельность организаций ЖКХ и себестоимость коммунальных услуг за указанные периоды.

По итогам мониторинга в 1 полугодии 2014 года в крае предоставлено жилищно-коммунальных услуг на сумму 19716,3 млн.руб., что на 6,3 % больше, чем в соответствующем периоде 2013 года.

В количественном выражении отмечается сокращение объема реализации всех коммунальных ресурсов кроме сетевого газа, электроэнергии и услуг по утилизации ТБО.

В целом от реализации жилищно-коммунальных услуг получен положительный финансовый результат в размере 159,2 млн. руб. (в 1 полугодии 2013 года - убыток 175,3 млн. руб.). Убыточным было предоставление услуг водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и теплоснабжения. Предоставление жилищных и прочих (благоустройство) услуг, а также газоснабжение, как и в 1 полугодии 2013 года, является рентабельным.

Доля организаций, завершивших отчетный период без убытков, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7 процентных пунктов и составляет 67 % от их общего числа (1 полугодие 2013 года – 60 %), в том числе по муниципальным унитарным предприятиям доля организаций, завершивших отчетный период без убытков, составляет 34,5%, по ООО (ОАО) – 61,1%, по ТСЖ и ЖСК – 94,9%, по ИП, ЧП – 71,1% (из общего числа организаций, завершивших отчетный период без убытков, муниципальных унитарных предприятий – 10,5%; 40,4% - ООО и ОАО; 43,4% - ТСЖ и ЖСК и 5,7% - ЧП и ИП).

Количество муниципальных районов и городских округов, в целом по которым организации ЖКХ работают рентабельно, увеличилось с 12,9% в 1 полугодии 2013 года до 17,1% в отчетном периоде. Стабильно с положительным финансовым результатом работали в 1 полугодии текущего года предприятия Быстроистокского, Петропавловского, Солонешенского, Угловского, Целинного районов, г. Барнаула и г. Заринска (в целом по организациям ЖКХ муниципального образования).

Убыток в размере более 10% от доходов получен в целом по предприятиям ЖКХ 34 муниципальных образований (в 1 полугодии 2013 года в 44), из них наибольшая сумма убытков в Зональном районе – 69,9% от дохода, Чарышском – 62,3%, Крутихинском – 45,7%, Третьяковском – 44,1%, Поспелихинском – 39%.
Размер убытков убыточных организаций сократился по сравнению с 1 полугодием 2013 года на 22,2% (136,5 млн. руб.), размер прибыли организаций, работающих рентабельно, увеличился на 88,2% (97,5 млн. руб.).

Основной причиной убыточной деятельности предприятий отрасли, как и в предыдущие отчетные периоды, является превышение фактических расходов над предусмотренными в тарифах и наличие расходов, не включаемых в тариф (списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, оплата штрафов, пени, исполнительских сборов и т.п.).

Наибольшая сумма убытков получена от реализации услуг теплоснабжения (по теплоснабжающим организациям малой теплоэнергетики - 251,4 млн. руб.). Себестоимость тепловой энергии возросла по сравнению с 1 полугодием 2013 года на 18,3%, затраты на топливо увеличились на 13,6%, электроэнергию – 25,8%, на воду – на 21,7%. Анализ структуры себестоимости производства и реализации тепловой энергии показывает, что основная сумма превышения фактических расходов приходится на топливо и электроэнергию.

Перерасход отмечается в большинстве предприятий. Безубыточным было предоставление услуг теплоснабжения в предприятиях 12 муниципальных образований (17,1% от общего количества МО), водоснабжения – в 20 (28,6%).

Одной из причин значительных затрат топлива и электроэнергии является высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры.

Задолженность потребителей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги на конец отчетного периода сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 4% и составляет 5423,5 млн.руб. (на 01.07.2013 – 5649,1 млн.руб.). В текущем году отмечается уменьшение задолженности потребителей за услуги водоснабжения и теплоснабжения
на 2,6 % и 12,7 % соответственно.

В структуре дебиторской задолженности основная доля задолженности (54 %) приходится на долг населения, доля бюджетов всех уровней и бюджетофинансируемых организаций – 10,9 %, прочих потребителей – 35,1%.

Из общей суммы задолженности бюджетных организаций долг организаций, финансируемых из местного бюджета сократился на 3,9%.

Задолженность организаций, финансируемых из федерального бюджета выросла в 2 раза, из нее 86,2% приходится на долг МУМКП ЗАТО Сибирский.

Просроченная задолженность населения сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,2% и по состоянию на 01.07.2014 составляет 1183 млн. руб.

Собираемость платежей населения в среднем по краю (соотношение оплаченных и начисленных в отчетном периоде платежей) составляет 98,4% (в 1 полугодии 2013 года - 95,2%). При этом наиболее низкий уровень собираемости платежей граждан отмечается в Заринском, Косихинском, Первомайском, Шелаболихинском районах, г. Бийске и г. Рубцовске.

С целью погашения образовавшейся задолженности за поставленные услуги предприятиями ЖКХ проводится претензионная работа. В 2014 году организациями отрасли подано 8733 исковых заявления о взыскании с неплательщиков задолженности в объеме 363 млн. руб., что на 17,7% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Вместе с тем, сумма, взысканная с потребителей, составляет 4,7% от суммы, поданной на взыскание (в 1 полугодии 2013 года – 9,5%). Несмотря на существенную просроченную дебиторскую задолженность (более 1 млн. руб.) взыскание в судебном порядке не производится предприятиями Алейского, Алтайского, Ельцовского, Каменского, Ключевского, Курьинского, Романовского, Солтонского, Суетского, Третьяковского, Усть-Калманского и Усть-Пристанского районов.

Кредиторская задолженность организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, также, как и дебиторская задолженность, сократилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1,4% и составляет на 01.07.2014 – 6044,9 млн. руб. (на 01.07.2013 – 6132,5 млн. руб.).

В целом по всем предприятиям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, отмечается необеспеченность обязательств источниками финансирования: объем кредиторской задолженности превышает объем дебиторской задолженности на 11,5%.

Просроченная задолженность по заработной плате работникам предприятий ЖКХ на 01.07.2014 составила 3,1 млн.руб., на 01.07.2013 - 5,8 млн.руб.

Среднемесячная заработная плата работников ЖКХ в 1 полугодии текущего года возросла по сравнению соответствующим периодом прошлого года на 10,9% и составила 13364 руб. За этот же период времени заработная плата в среднем по краю увеличилась на 9,4% и составляет - 18723 руб.

В части организации работы по разработке концепции и подходов к реформированию в курируемых сферах деятельности.

Специалистами Главного управления подготовлена аналитическая информация о состоянии отрасли жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, включая динамику задолженности за топливно-энергетические ресурсы, осуществлена оценка факторов, влияющих на ухудшение ситуации, выявлены и проанализированы причины невыхода на тарифное регулирование предприятий теплоснабжения, проведена соответствующая работа с органами местного самоуправления.

На основании полученных данных в отчетном периоде управление участвовало в подготовке и реализации первоочередных мер по улучшению ситуации в отрасли, в том числе велись переговоры с поставщиками по сохранению цены угля на текущем уровне, переговоры по реструктуризации задолженности. В случае сохранения цены на уголь на уровне отопительного периода 2013-2014 года, при установленных с 01.07.2014 тарифах на тепловую энергию планируется снижение убытков в малой теплоэнергетике на 40-45 млн. руб. в год.

Проводилась разъяснительная работа с представителями администраций муниципальных образований и руководителями теплоснабжающих предприятий о необходимости обоснованного снижения производственных программ, приведения объема полезного отпуска к значениям, обоснованным схемой теплоснабжения муниципального образования. В результате управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в расчет предельных уровней тарифа на 2015 год принято снижение величины полезного отпуска, что должно снизить убытки в отрасли.

Значительная корректировка величины планового полезного отпуска в сторону снижения является основанием для обоснованного существенного повышения тарифа на тепловую энергию выше предельного индекса. В связи с этим у муниципальных образований возникнут дополнительные расходы на введение субсидий для граждан и содержание объектов социальной сферы. На основании чего экономическим отделом Управления осуществлен расчет планового размера субсидий на 2015 год, проводились рабочие совещания с представителями администраций муниципальных образований и руководителями теплоснабжающих организаций с целью разъяснения процедуры введения субсидирования.

Выполнение функции по управлению подведомственными предприятиями.

В отчетном периоде экономический отдел Управления участвовал в процессах контроля задолженности подведомственных предприятий за топливно-энергетические ресурсы и выработки мер воздействия в целях ее снижения. Специалисты отдела выполняли функции по управлению подведомственными предприятиями, включая участие в балансовых комиссиях подведомственных предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства, строительства и дорожного хозяйства.

Осуществлялась подготовка информации для Администрации края о состоянии отрасли жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта и дорожного хозяйства, о перспективах развития и предложениях по улучшению состояния.

В целях повышения качества выполнения работ по содержанию автомобильных дорог, снижению расходов предприятий дорожного хозяйства, связанных с исполнением государственных и муниципальных контрактов, и улучшению их финансового состояния в Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике было направлено предложение по снижению размера обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта в отношении объектов дорожно-строительного комплекса. Предложение отдела учтено в отношении государственных контрактов на выполнение работ по обеспечению дорожной деятельности на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения.

В целях формирования долгосрочной региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Алтайского края, постановлением Администрации Алтайского края от 25.03.2014 № 133 создана социально ориентированная некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее - региональный оператор). Управлением осуществлялась работа по разработке и согласованию сметы расходов регионального оператора на текущий год и плановый период 2015 года. В рамках согласования сметы расходов анализировалась необходимость включения статей затрат в плановый размер финансирования, проводились рабочие встречи с представителями регионального оператора, запрашивались дополнительные разъяснительные документы, проводилась сравнительная работа расходов аналогичных организаций в других субъектах Российской Федерации.

В части мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги на территории края.

Управлением ежеквартально осуществлялся анализ тарифов на коммунальные услуги. Так, в 1 полугодии 2014 года тарифы остались на уровне, действовавших на 31.12.2013.

Размер платы за жилищные услуги с 01.01.2014 изменился в среднем по краю:
- содержание и ремонт жилья – на 4,8%;
- вывоз ТБО – на 5,6%;
- вывоз ЖБО – на 9,3%.

С 01.07.2014 рост тарифов на коммунальные услуги в среднем по краю составил:
- тепловая энергия – 3,6%;
- холодная вода – 3,1%;
- водоотведение – 4,25%;
- утилизация – 0,4%.

В части установления стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления субсидий гражданам.

Во исполнение постановления Администрации края от 03.03.2008 № 86 «О краевых стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг» Управлением осуществлялся расчет размера краевых стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемых при определении размера субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также подготовка приказов по их установлению.

На 2014 год определены размеры стандартов для сельских поселений и городских округов края в расчете на одного члена семьи для семей разной численности: от 1 до 5 и более человек с дифференциацией по многоквартирным домам и жилым домам индивидуального жилищного фонда, с учетом периодичности оплаты услуг отопления (отопительный и неотопительный сезоны, а также круглогодично). В течение отчетного периода подготавливались проекты приказов по изменению размера установленных стандартов. Основанием для изменения являлась информация органов местного самоуправления о тарифах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных нормативах потребления коммунальных услуг, об объединении муниципальных образований, решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об изменении тарифов.

Приказы управления об установлении стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг направлялись в Главалтайсоцзащиту для использования при определении размера субсидий, органам местного самоуправления для сведения, в управление Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю для проведения экспертизы.

Проведен анализ исходной информации, использованной для расчета стандартов, постоянно проводились индивидуальные консультации для специалистов органов местного самоуправления.
В соответствии с решением Администрации края, указанные полномочия переданы управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (пост. Администрации края от 09.08.2014 №318).

Мониторинг выполнения условий предоставления финансовой поддержки в рамках реализации Федерального закона №185-ФЗ.

В рамках реализации Федерального закона №185-ФЗ разработаны и осуществляются квартальные и годовой мониторинги выполнения условий предоставления финансовой поддержки на реализацию региональных программ проведения капитального ремонта МКД и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Мониторинг осуществляется в разрезе 149 муниципальных образований – участников краевых адресных программ 2008-2014 годов (в том числе 10 городских округов и 139 поселений).

В составе мониторинга анализировалась динамика роста индикативных показателей, актуализировались реестры организаций коммунального комплекса и жилищных организаций (по видам деятельности, формам собственности и организационно-правовым формам, установленным для ОКК тарифам и объемам предоставляемых услуг в разрезе групп потребителей), а также реестры ТСЖ и управляющих организаций с указанием реквизитов правоустанавливающих документов и объема жилищного фонда, находящегося в управлении.

Согласно данным указанного мониторинга по состоянию на 01.07.2014 в 10 городах и 139 поселениях – участниках программ 2008-2014 годов условия ст. 14 выполняются следующим образом:

количество коммерческих организаций коммунального комплекса составляет 257 или 81% от общего количества ОКК, предоставляющих услуги на территории МО-участников программ;

количество частных организаций, осуществляющих управление МКД и оказание услуг по их содержанию составляет 257 или 85%;

утверждено 149 муниципальных правовых акта, предусматривающих создание благоприятных условий для образования и деятельности ТСЖ;

созданы 908 ТСЖ управляющие 3097 МКД или 12% от общего количества МКД;

выполнены графики проведения кадастрового учета в отношении 3539 земельных участков, на которых расположены МКД, включенные во все региональные программы;

выполнены графики прекращения перекрестного субсидирования;

прекращено предоставление субсидий ОКК на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с содержанием объектов коммунального назначения;

выполнены графики, предусматривающие финансирование инвестиционных программ ОКК.

Мониторинг выполнения Указов Президента Российской Федерации

Во исполнение майских указов Президента РФ организован системный мониторинг выполнения мероприятий и показателей, установленных распоряжением Администрации края №152-р, осуществляется постоянное взаимодействие с отраслевыми управлениями Главного управления по выполнению возложенных задач. Сводный отчет ежеквартально предоставляется в Главэкономику и размещается на официальном сайте Главного управления.

Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований в разрезе управленческих округов края.

Во исполнение постановления края от 03.09.2009 №383 «О внедрении предметно-зонального (проблемно-объектного) метода государственного управления в Алтайском крае в течение I полугодия 2014 года осуществлялась подготовка сводной информации о текущей ситуации в курируемых сферах деятельности по управленческим округам края, в том числе по отдельным муниципальным образованиям.

Мониторинг реализации мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере ЖКХ.

В целях выполнения «Плана мероприятий по подготовке и профессиональной переподготовке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса на 2013-2015 годы» (далее План), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2013 № 2077-р в 2014 году отделом мониторинга и контроля Управления осуществлялось межведомственное взаимодействие с ответственными специалистами ОИВ края – членами рабочей группы по организации процесса подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ. Осуществлен мониторинг трудоустройства в организациях жилищно-коммунального комплекса. Из выпускников профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов для жилищно-коммунального комплекса, трудоустроено более 240 человек, из выпускников образовательных организаций высшего образования более 20 человек.

Сформирована межведомственная рабочая группа по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса.

В ноябре 2014 года на базе ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» пройдут повышение квалификации 30 муниципальных служащих по теме «Осуществление органами местного самоуправления функций муниципального контроля», на курсах будут рассмотрены вопросы реализации муниципального жилищного контроля.

Сформирован график повышения квалификации муниципальных служащих в 2015 году, согласно поступившим заявкам от органов местного самоуправления, по следующим образовательным программам:

«Новые стандарты и правила по управлению многоквартирными домами»;

«Тарифное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Правила и методы регулирования»;

«Организация органами местного самоуправления тепло- и водоснабжения».

Кроме того, разработана программа рассчитанная на специалистов, работающих в многоотраслевых коммунальных предприятиях: «Энергосбережение и ценообразование на предприятиях жизнеобеспечения (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение).

Группы слушателей формируются по 20 человек, с учетом индивидуального подхода в процессе обучения.
Организовано обучение государственных гражданских и муниципальных служащих в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

На базе ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» состоялись курсы повышение квалификации по программам:

«Управление многоквартирными домами»;

«Эксплуатация, реконструкция и модернизация объектов тепло- и водоснабжения».

На базе ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» вновь избранные (назначенные) главы (главы администраций) сельских поселений, депутаты представительных органов муниципальных образований в рамках образовательной программы повышения квалификации «Организационно-правовые основы местного самоуправления» прошли обучение по темам: «Порядок формирования федеральных и региональных государственных программ, краевой адресной инвестиционной программы», «О тарифном регулировании в сфере ЖКХ», «Новые стандарты и правила по управлению многоквартирными домами. Муниципальный жилищный контроль», «Основные проблемы утилизации отходов на территории Алтайского края и пути их решения».

В рамках мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан государственной программы Алтайского края «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2013-2015 годы организовано профессиональное обучение безработных граждан по профессиям, относящимся к сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно: машинист котлов – 34 человека, лифтер – 15 человек, слесарь-сантехник – 22 человека.