Поиск
Категории
Сбросить фильтр
Цвета сайта: site_white site_black
Размер шрифта: size_small size_medium size_big
Обычная версия сайта
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (Минстрой Алтайского края)

Итоги работы управления строительства и территориального планирования Главного управления за 2014 год

Нормотворческая деятельность

В целях решения актуальных вопросов инвестиционно-строительной деятельности управлением строительства и территориального планирования в 2014 году была продолжена нормотворческая деятельность, в рамках которой разработаны следующие нормативные правовые акты:
1) постановлением Администрации Алтайского края от 10.10.2014 № 461 утверждена государственная программа Алтайского края «Государственная поддержка многодетных семей» на 2015-2020 годы, в рамках которой подпрограммой «Обеспечение жильем многодетных семей» определены основные мероприятия по созданию условий, способствующих повышению уровня доступности жилья для многодетных семей и поддержке многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
2) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» постановлением Администрации Алтайского края от 20.10.2014 № 485 утверждено положение о порядке отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для участия в программе «Жилье для российской семьи»;
3) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» постановлением Администрации Алтайского края от 20.10.2014 № 486 утверждены правила формирования перечня категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи»;
4) постановлением от 31.10.2014 № 503 утверждена государственная программа Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014 - 2020 годы, определившая, исходя из реально сложившихся условий рынка жилищного строительства, объемы ввода жилья до 2020 года и мероприятия по их достижению;
5) внесены изменения в закон Алтайского края от 11.05.2011 № 53-ЗС «О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края»: включение в состав ЖСК юридического лица – генерального подрядчика по возведению объекта позволит затраты на строительство квартир, невостребованных дольщиками, осуществлять за счет собственных средств подрядной организации;
6) постановлением Администрации Алтайского края от 30.01.2014 № 34 утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства в Алтайском крае»;
7) внесены изменения в закон Алтайского края от 29.12.2009 № 120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» в части приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации и дополнением случаев, не требующих разрешения на строительство;
8) внесены изменения в постановление Администрации края от 13.06.2007 «Об утверждении Порядка согласования документов территориального планирования Администрацией края».

Градостроительная деятельность
Одним из факторов, определяющих стратегические направления пространственного развития территории на 20-25 лет, является наличие разработанной и утвержденной муниципальными образованиями градостроительной документации.
Наличие документов территориального планирования и градостроительного зонирования также играет большую роль в улучшении инвестиционного климата.
В 2014 году завершена процедура поэтапного ввода в действие значительных ограничений на принятие органами местного самоуправления решений в области градостроительной деятельности без соответствующих документов территориального планирования.
По состоянию на начало 2015 года в крае утверждены документы территориального планирования в 95% муниципальных районах, 100% городских округах, 66% городских и 26% сельских поселениях края.
Из 653 сельских поселений в 328 поселениях приняты решения об отсутствии необходимости подготовки генеральных планов. Из оставшихся 325 поселений генеральные планы утверждены в 84 (26 %), 112 (34 %) проектов находятся в стадии согласования и утверждения, 89 (27 %) – в разработке.
Продолжается реализация утвержденной в 2013 году ведомственной целевой программы «Развитие структуры и расширение функциональных возможностей Единого информационного банка данных субъектов градостроительной деятельности в Алтайском крае» на 2014 - 2016 годы.
Сформирован и регулярно пополняется краевой банк проектов повторного применения, который размещен на официальном сайте управления. В настоящее время здесь представлены 26 паспортов объектов социального назначения, в том числе объектов народного образования - 15, спортивного назначения - 2, здравоохранения - 4, культуры -1, жилищного назначения - 4.

Строительство
В 2014 году предприятиями и организациями Алтайского края выполнено работ по виду деятельности «строительство» на 33 млрд. рублей.
В эксплуатацию введены образовательные учреждения общей мощностью 716 ученических мест, детские сады на 1046 мест, учреждения здравоохранения больничного типа на 147 коек, амбулаторно-поликлинического назначения на 579 посещений в смену, 4 физкультурно-оздоровительных комплекса, спортивные залы общей площадью 1 тыс. кв. метров, 212 км газовых сетей, 287 км линий электропередач, 57,8 км автомобильных дорог с твердым покрытием.

Жилищное строительство
Одной из основных задач управления строительства и территориального планирования остается мониторинг ситуации по возведению жилья. В 2014 году на территории края предприятиями, организациями и индивидуальными застройщиками построено 11105 новых квартир общей площадью 754,5 тыс. кв. метров, что на 89,8 тыс. кв. метров больше, чем в 2013 году. В сельской местности введено 228,8 тыс. кв. метров или 30,3% от общего ввода по краю.
Индивидуальными застройщиками за счет собственных и заемных средств построено и введено в действие 344,1 тыс. кв. метров жилых домов, что составляет 45,6% от общего ввода по краю.
С привлечением государственных бюджетных средств улучшили жилищные условия 547 молодых семей, 55 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, 328 ветеранов Великой Отечественной войны.
Жителям края предоставлено 16,1 тысяч жилищных ипотечных кредитов на 19,5 млрд. рублей. По программе «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» выдано 2578 кредитов на 3 млрд. рублей, по программе «Военная ипотека» - 486 кредитов на 932,0 млн. рублей, по программе «Льготная ипотека для молодых учителей» выдано 69 кредитов в сумме 84,9 млн. рублей.
Была продолжена работа по решению проблем пострадавших участников долевого строительства жилья, в результате которой завершено строительство трех проблемных объектов – многоквартирных домов по пр.Коммунаров 120а, ул. Кутузова 16б, ул. Пионеров, 1. Реестр проблемных объектов закрыт.
Введен в эксплуатацию 276-квартирный жилой дом ЖСК «Дольщик-4» №77 по ул.Западная 5-я, квартиры в котором предоставлены пострадавшим участникам строительства жилья.

 Вовлечение земельных участков в оборот
На территории Алтайского края ведется мониторинг земельных участков, предоставленных под жилищное строительство. В 2014 году предоставлено земельных участков для указанных целей общей площадью 487,96 га, из них для комплексного освоения 156,53 га, многоэтажного строительства 2,86 га, индивидуального жилищного строительства - 328,57 га. В 2014 году произошло увеличение вовлеченных в оборот земельных участков на 21% в сравнении с 2013 годом, при этом для комплексного освоения увеличение составило на 25%.
В 2014 году управлением проведена работа с органами местного самоуправления по составлению реестра свободных земельных участков, графиков проведения аукционов по продаже участков и продаже права аренды земельных участков с обязательным размещением таких реестров на сайтах.
По данным органов местного самоуправления количество свободных земельных участков по краю составляет около 917 общей площадью более 1214 га, в том числе для жилищного строительства 492 общей площадью 420 га, из них для комплексного освоения 16 земельных участков общей площадью 253 га (в городах Алейске, Новоалтайске, Рубцовске, Славгороде, районах: Завьяловском, Залесовском, Косихинском, Ребрихинском, Романовском, Тальменском, Троицком).
Также проведена работа с органами местного самоуправления по составлению графиков проведения аукционов по продаже земельных участков и продаже права аренды на земельные участки.
За 2014 год на территории края с аукционов реализовано 336 земельных участков общей площадью 204,05 га, из них для жилищного строительства 199 земельных участков общей площадью 148,49 га.
Ведется работа с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд) по вовлечению федеральных земельных участков в оборот.
В 2014 году рассмотрены предложения Фонда по использованию для целей жилищного строительства 10 федеральных земельных участков и участков, собственность на которые не разграничена.
Также в Фонд направлены предложения о возможности использования 6 земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для жилищного строительства.
По предложению Фонда рассмотрена возможность использования 7 земельных участков в г. Барнауле для целей строительства общежитий. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Барнаула 1 земельный участок из предложенных расположен в территориальной зоне учебных центров (УЦ), градостроительным регламентом данной зоны предусмотрено предоставление земельных участков для размещения общежитий. Информация направлена в Фонд для принятия решений.
В 2014 году управлением проведен круглый стол на тему «Перспективы развития малоэтажного строительства в рамках Барнаульской агломерации» с участием органов государственной и муниципальной власти, застройщиков, сетевых компаний, банковского сообщества и других заинтересованных структур. В ходе работы круглого стола обсуждены актуальные вопросы состояния малоэтажного строительства в регионе, комплексной малоэтажной застройки, создания качественной социальной и инженерной инфраструктуры, а также проблемы, сдерживающие развитие данного вида строительства.

Реализация краевой адресной инвестиционной программы
В рамках реализации краевой адресной инвестиционной программы в 2014 году осуществлялось финансирование 86 объектов капитального строительства, в том числе на 56 проводились строительные работы, по 30 объектам разрабатывалась ПСД. На строительстве объектов КАИП подрядными строительными организациями освоено более 1,3 млрд. рублей, закончены работы и оформлен ввод в эксплуатацию 37 объектов.

Снятие административных барьеров в сфере строительства
В начале 2014 года утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства в Алтайском крае» (Постановление Администрации края от 30.01.2014 № 34). Планом предусмотрены мероприятия, влияющие на сокращение количества и сроков разрешительных процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов, в том числе завершение разработки генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории; доступности информации о свободных земельных участках; сокращения сроков и количества согласований и разрешений по годам. К концу 2018 года планируется достичь количества в 11 процедур сроком 56 дней.
С 7 ноября 2014 года вступило в действие постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства».
Для подготовки предложений о внесении изменений в данное постановление управлением в мае – июне 2014 года проведена работа с органами местного самоуправления, результаты которой направлены в Минстрой России.
На сайте Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края опубликован реестр описания процедур, в котором подробно описана каждая процедура.
В 2014 году для проведения анализа по количеству процедур и сроков их прохождения при получении разрешительной документации в сфере строительства управлением были направлены соответствующие запросы в органы местного самоуправления и организации строительного комплекса. В результате анализа представленных материалов выявлено, что для получения разрешения на строительство одного объекта в среднем по краю необходимо осуществить 30 процедур, срок прохождения которых - 320 дней с учетом запараллеливания таких процедур, как получение технических условий и заключение договоров на подключение (технологическое присоединение) к системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения (плановые показатели на 2014 год - 30 процедур, 280 дней).
С целью сокращения фактических сроков технологического присоединения к электрическим сетям, повышения доступности энергетической инфраструктуры для субъектов предпринимательской деятельности в 2014 году внесены изменения в закон Алтайского края «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края», который дополняет перечень случаев, не требующих получение разрешения на строительство. К таким случаям относятся возведение кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно в соответствии с инвестиционными программами развития сетей электроснабжения и (или) договорами технологического присоединения.

Контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
Управлением проводятся проверки органов местного самоуправления в рамках контроля по соблюдению законодательства о градостроительной деятельности.
В 2014 году проведены 23 выездных проверки, в ходе которых выявлено 356 нарушений градостроительного законодательства, что на 30% больше по сравнению с 2013 годом (278). Данный показатель связан с вступлением в силу с 01.06.2014 ограничений по выдаче разрешений на строительство без утвержденных правил землепользования и застройки.
Количество выявленных фактов нарушений органами местного самоуправления по муниципальным правовым актам составило 76; по процедурам подготовки и утверждению градостроительной документации – 122. По нарушению порядка выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию всего - 139, в том числе по срокам – 10, по неправомерной выдаче – 129; отсутствие мероприятий по ведению ИСОГД - 19.
По результатам проверок составляются акты и вместе с предписаниями об устранении выявленных нарушений направляются в органы местного самоуправления. В случае неустранения нарушений в установленные сроки, информация направляется в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.
В 2014 году составлен график проведения совместных с органами государственного контроля (надзора) проверок на 2015 год, согласованный с прокуратурой Алтайского края. Планируется провести 23 проверки в 2-х городских округах и в 21 муниципальном районе.

Оказание государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию в границах особо охраняемой природной территории краевого значения (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), объекта капитального строительства на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов)
В 2014 году управлением выдано разрешение на строительство объектов электросетевого комплекса, принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» двухцепной ВЛ 110 кВ (в габаритах 220 кВ) до ПС 110 кВ «Бирюзовая Катунь» и разрешение на ввод в эксплуатацию Фуд-центра с административными и выставочными помещениями на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»;
Для выполнения данной услуги по принципу «одного окна» управлением было рассмотрено и согласовано дополнительное Соглашение к Соглашению с КАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края».
Кроме того, проведена работа по подготовке административного регламента на оказание государственной услуги по вышеназванным вопросам с внесением изменений во все приложения к регламенту.

Реализации программы «Жилье для российской семьи»
Основные условия и меры реализации программы «Жильё для российской семьи» определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 404.
В целях реализации на территории Алтайского края данной программы Администрацией края, Минстроем России и АИЖК в сентябре 2014 года было подписано соглашение об обеспечении строительства жилья экономического класса объектами инженерно-технического обеспечения.
В результате реализации программы в Алтайском крае до 1 июля 2017 года будет введено в эксплуатацию 50 тысяч кв. метров жилья экономического класса. Максимальная стоимость жилья экономического класса в расчете на 1 кв. метр общей площади такого жилья должна составлять не более 30 тыс. рублей за 1 кв. метр.
Приняты постановления Администрации края об утверждении порядка отбора земельных участков, застройщиков, проектов (от 20.10.2014 № 485) и правил формирования перечня категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса (от 20.10.2014 № 486).
17 декабря 2014 года состоялось заседание комиссии по отбору земельных участков, застройщиков, проектов.
Отобраны:
проект «Жилой комплекс «Демидов парк» по ул. Прудской, 34 в г. Новоалтайске с обязательством застройщика ООО «Аспект» строительства жилья экономического класса общей площадью 57956 кв. метров;
земельный участок площадью 4,7 га в г.Новоалтайске с возможностью строительства жилья экономического класса более 25000 кв. метров на который в 1 квартале 2015 года планируется провести аукцион на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса.
Начат процесс по формированию списков граждан – участников программы.

Реализация краевой программы развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Алтайском крае до 2020 года
Промышленность строительных материалов Алтайского края в
2014 году работала достаточно устойчиво, с заметной положительной динамикой, индекс промышленного производства строительных материалов составил 107,3 %. В отчетном году произведено конструкций и деталей сборных железобетонных 458 тыс. куб. м (119%), плит, панелей и настилов перекрытий и покрытий железобетонных 222 тыс. куб. м (107,6%), кирпича строительного 155 млн. усл. шт. (107,7%), нерудных строительных материалов 4393 тыс. куб. м (107,6%), цемента 231 тыс. т (92,8%). Загрузка производственных мощностей стройиндустрии края выросла до 52%. За год было отгружено строительных материалов на сумму почти 9 млрд. рублей (103,5%). В целом, на региональном рынке стройматериалов спрос и предложение сбалансированы и, как следствие, цены относительно стабильны. Растущий спрос строителей на стройматериалы стимулирует рост объемов производства стройиндустрии, которая имеет, в среднем, достаточный запас производственных мощностей для удовлетворения растущего спроса на стройматериалы.
Объем отгруженной продукции, приходящийся на каждого работника промышленности стройматериалов края, составил 138 тыс. рублей, рост за год +12%, что свидетельствует о повышении производительности труда в стройиндустрии.
В 2014 году внеочередной задачей явилась необходимость ликвидации последствий наводнения и организация снабжения стройматериалами в приоритетном порядке и по льготным ценам населения и подрядчиков, привлеченных к восстановительным работам на пострадавшие от паводка объекты в 25 районах края. Совместно с администрациями соответствующих городов и районов края была организована схема поставок стройматериалов от крупных предприятий-изготовителей стройматериалов через местные торгующие стройматериалами организации на пострадавшие объекты - социально значимые здания и жилые дома. Перечень основных предприятий, выпускающих стройматериалы был направлен в муниципальные администрации для организации двусторонних прямых связей районных торгующих организаций непосредственно с наиболее крупными изготовителями и последующего контроля за ценами реализации стройматериалов на местном уровне. Предприятиям и поставщикам рекомендовано было установить льготные цены на отпуск стройматериалов в пострадавшие районы края.

Труд и заработная плата в стройкомплексе края
Среднесписочная численность работников стройкомплекса за январь-ноябрь 2014 года составила 25,2 тыс. человек, что на уровне 2013 года, в том числе в строительстве - 19,8 тыс. человек, в стройиндустрии - 5,4 тыс. человек.
В январе-ноябре 2014 года среднемесячная заработная плата в стройкомплексе края составила по виду деятельности «строительство» 19 тыс. рублей (107%), в стройиндустрии - 18,2 тыс. рублей (113%). В крупных и средних строительных организациях заработная плата превышает 25,6 тыс. рублей, что сопоставимо со средними зарплатами строителей в соседних регионах.
Главное управление совместно с заинтересованными краевыми и федеральными органами исполнительной власти держало на постоянном контроле своевременность выплаты заработной платы работникам предприятий региона. Просроченная задолженность по зарплате работникам стройкомплекса края в 2014 году краткосрочно возникала только на двух предприятиях и была оперативно погашена.
В 2014 году Главным управлением совместно с Краевой общественной профсоюзной организацией работников строительства и промышленности строительных материалов и Союзом строителей и инвесторов Алтайского края подписано отраслевое Соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Алтайского края на 2014-2016 годы.
По информации управления Алтайского края по труду и занятости населения число трудоустроенных в 2014 году, при содействии службы занятости края, граждан на предприятия строительного комплекса составило 2533 человека.
На рынке труда растет спрос на специалистов строительных специальностей: по состоянию на 01.01.2015 спрос превышает предложение в 3,9 раза, т.е. на каждые 39 открытых работодателями вакансий в службах занятости зарегистрировано только 10 безработных, имеющих строительные специальности, дефицит специалистов превышает 1700 работников. Наиболее востребованы работники по специальностям: монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, бетонщик, плотник, газоэлектросварщик, машинист бульдозера, штукатур, арматурщик, плиточник-облицовщик, каменщик, прораб, маркшейдер.
Работа по обеспечению стройкомплекса квалифицированными кадрами осуществляется постоянно на основе взаимодействия с Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края, управлением Алтайского края по труду и занятости населения и Союзом строителей и инвесторов Алтайского края, представляющим интересы работодателей стройкомплекса региона. Совместно в течение года рассматривались вопросы по:
- согласованию планов набора и корректировки уровня профессиональных компетенций выпускников с учетом требований регионального рынка труда;
- целевой подготовки специалистов;
- обеспечению приоритетного трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в соответствии с их квалификацией;
- повышению ответственности руководителей предприятий строительного комплекса по закреплению молодых специалистов на предприятиях и другие.

Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации, связанной с паводком в Алтайском крае в мае-июне 2014 года
По поручению Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина Главным управлением была организована работа по предоставлению жителям края, дома которых признаны непригодными для дальнейшего проживания в результате последствий паводка мая-июня 2014 года, государственных жилищных сертификатов:
в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления городов и районов, пострадавших от наводнения, на основе федеральных нормативных правовых актов подготовлены Рекомендации муниципальным образованиям края по подготовке документов на получение государственных жилищных сертификатов гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, определен порядок работы по созданию комиссий, обследованию домов, подготовке заключений и актов обследования;
организована работа проектных институтов по обследованию домов и выдаче заключений. На основании актов обследований специализированных организаций межведомственными комиссиями, работающими на территории муниципальных образований, подготовлены заключения о признании непригодными для проживания 284 домов, в которых находились 398 жилых помещений;
в результате организованной управлением работы в федеральных министерствах, жителям края выделено 349 государственных жилищных сертификатов.
90 млн. рублей привлечено из федерального бюджета на ремонт многоквартирных жилых домов и домов муниципального жилого фонда.
Проведена работа по привлечению средств на капитальный ремонт поврежденных индивидуальных жилых домов. По итогам работы по определению жилых помещений, пострадавших в Алтайском крае от паводка в мае-июне 2014 года, нуждающихся в капитальном ремонте, и требующегося объема средств, в списки включены более 16,9 тысяч граждан из 16 муниципальных образований края, в которых признаны нуждающимися в капитальном ремонте 9,7 тысяч жилых помещений. Необходимые документы направлены в Минстрой России для рассмотрения возможности получения финансовой поддержки из федерального бюджета на ликвидацию последствий наводнения в Алтайском крае в мае-июне 2014 года.
По информации Минстроя России в настоящее время соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации находится на согласовании в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти.
Информирование граждан о ходе решения вопроса выделения из федерального бюджета средств, необходимых для капитального ремонта жилых домов, осуществляется через администрации соответствующих городов и районов края и на официальном сайте Главного управления строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.