Весовой контроль на автодорогах нашей страны осуществляется с конца 60-х годов прошлого столетия, более 10 лет в Алтайском крае эту функцию исполняет КГКУ «Алтайавтодор». Деятельнось по данному направлению ведется в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования путем сокращения до минимума потока автотранспортных средств со сверхнормативными нагрузками.
Взвешивание грузовиков в крае осуществляется как на двух стационарных пунктах, расположенных на новом обском мосту, так и в местах работы четырех передвижных пунктов, для обеспечения деятельности которых на участках региональных и межмуниципальных дорог оборудовано 23 специализированных площадки. Стоит отметить, что передвижные пункты весового контроля (ППВК) сопровождаются патрульными бригадами УГИБДД и в случае нарушения грузоперевозчиком весовых норм, сотрудники ДПС на месте составляют акт об административном правонарушении.
С 01.07.2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 12 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ», в частности, изменены «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, касающиеся норм допустимых осевых нагрузок и общих масс автотранспортных средств при перевозках по автодорогам РФ.
С учетом этих изменений в настоящее время допустимы следующие массы транспортных средств:
Тип транспортного средства или комбинации транспортных средств, количество и расположение осей | Допустимая масса транспортного средства, тонн |
Одиночные автомобили | |
двухосные | 18 |
трехосные | 25 |
четырехосные | 32 |
пятиосные | 35 |
Автопоезда сдельные и прицепные | |
трехосные | 28 |
четырехосные | 36 |
пятиосные | 40 |
шестиосные и более | 44 |
А также следующие допустимые осевые нагрузки транспортных средств:
Расположение осей транспортного средства | Расстояние между сближенными осями (метров) | Допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств в зависимости от нормативной (расчетной) осевой нагрузки (тонн) и числа колес на оси | ||
для автомобильных дорог, расчитанных на осевую нагрузку 6 тонн/ось <*> |
для автомобильных дорог, расчитанных на осевую нагрузку 10 тонн/ось |
для автомобильных дорог, расчитанных на осевую нагрузку 11,5 тонн/ось |
||
Одиночные | от 2,5 м и более | 5,5 (6) | 9 (10) | 10,5 (11,5) |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2015 № 474) | ||||
Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, сдельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма осевых масс) | до 1 (включительно) | 8 (9) | 10 (11) | 11,5 (12,5) |
от 1 до 1,3 (включительно) | 9 (10) | 13 (14) | 14 (16) | |
от 1,3 до 1,8 (включительно) | 10 (11) | 15 (16) | 17 (18) | |
от 1,8 до 2,5 (включительно) | 11 (12) | 17 (18) | 18 (20) | |
Строенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, сдельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма осевых масс) | до 1 (включительно) | 11 (12) | 15 (16,5) | 17 (18) |
от 1 до 1,3 (включительно) | 12 (13) | 18 (19,5) | 20 (21) | |
от 1,3 до 1,8 (включительно) | 13,5 (15) | 21 (22,5 <*>) | 23.5 (24) | |
от 1,8 до 2,5 (включительно) | 15 (16) | 22 (23) | 25 (26) | |
Сближенные оси грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов, с количеством осей более трех при расстоянии между осями (нагрузка на одну ось) | до 1 (включительно) | 3,5 (4) | 5 (5,5) | 5,5 (6) |
от 1 до 1,3 (включительно) | 4 (4,5) | 6 (6,5) | 6,5 (7) | |
от 1,3 до 1,8 (включительно) | 4,5 (5) | 6,5 (7) | 7,5 (8) | |
от 1,8 до 2,5 (включительно) | 5 (5,5) | 7 (7,5) | 8,5 (9) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющих на каждой оси по восемь и более колес (нагрузка на одну ось) | до 1 (включительно) | 6 | 9,5 | 11 |
от 1 до 1,3 (включительно) | 6,5 | 10,5 | 12 | |
от 1,3 до 1,8 (включительно) | 7,5 | 12 | 14 | |
от 1,8 до 2,5 (включительно) | 8,5 | 13,5 | 16 |
<*> В случае установления владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения на его официальном сайте информации о допустимой для автомобильной дороги осевой нагрузке транспортного средства.
<**> Для транспортных средств с односкатными колесами, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской.
Примечания:
1. В скобках приведены значения для двухскатных колес, без скобок - для односкатных.
2. Оси с односкатными и двухскатными колесами, объединенные в группу сближенных осей, следует рассматривать как сближенные оси с односкатными колесами.
3. Для сдвоенных и строенных осей, конструктивно объединенных в общую тележку, допустимая осевая нагрузка определяется путем деления общей допустимой нагрузки на тележку на соответствующее количество осей.
4. Допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для двухосных и трехосных тележек, если суммарная нагрузка на тележку не превышает допустимую, и нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую осевую нагрузку соответствующей (односкатной или двускатной) одиночной оси."
(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1590)
С 24 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов», который, внес изменения в статью 12.21.1 (нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), в части ужесточения штрафных санкций за данное правонарушение.
Внесенными изменениями за нарушение правил движения тяжеловесных транспортных средств, наряду с ответственностью водителей, должностных и юридических лиц, предусмотрена ответственность и в отношении владельцев транспортных средств, грузоотправителей и лиц, осуществивших погрузку груза в транспортное средство.
В зависимости от величины превышения допустимых нагрузок, а также наличия или отсутствия специального разрешения Кодексом предусмотрена различная степень ответственности.
Так, на водителей может быть наложен штраф в размере от 1 000 до 10 000 рублей, а также лишение права управления транспортными средствами на срок от 2 до 6 месяцев.
В отношении должностных лиц предусмотрен штраф от 5 000 до 50 000 рублей, а в отношении юридических – от 50 000 до 500 000 рублей.
В случае фиксации административного правонарушения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме и имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи – на собственника (владельца) транспортного средства в размере от 150 000 до 500 000 рублей.
За предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз, либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза предусмотрены штрафные санкции на:
- должностное лицо – от 15 000 до 30 000 рублей,
- юридическое лицо – от 200 000 до 400 000 рублей,
- граждан – от 1 500 до 5 000 рублей.
За превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, несут административную ответственность лица, осуществивших погрузку груза в транспортное средство: юридические – от 250 000 до 400 000 рублей и индивидуальные предприниматели (ИП) – от 80 000 до 100 000 рублей.
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.